ИСКУССТВО
И НАУКА: ХХ ВЕК
В ДЕТАЛЯХ
FB
IG
YT
2021
2022
ИСКУССТВО И НАУКА: ХХ ВЕК В ДЕТАЛЯХ - это научно-просветительская программа. Её цель - взглянуть на историю технокультуры 20-го столетия с точки зрения археологии новых медиа.
О ЧЁМ
ПРОЕКТ
Сегодня университеты, промышленные и культурные центры пребывают в поиске современных форм междисциплинарной совместной работы. Среди факторов, создающих моду на интеллект и творчество, находится все то, что пробуждает воображение, желание реализовать свои идеи и создать в этом мире что-то совершенно новое.

Одной из таких возможностей, способствующих осознанию мира уникальных творческих решений, является знакомство с историей сотрудничества художников, ученых и инженеров в XX веке.
Совместные разработки того времени на стыке искусства, науки и технологий, долгое время неизвестные широкой публике, поражают и сейчас, спустя много лет. Они демонстрируют нам, как новые идеи и открытия, философские метафоры и инновационные продукты способны формировать окружающую технокультурную реальность.
На лекциях, мастер-классах и дискуссиях научно-просветительской программы мы проанализируем связи искусства с научно-техническими исследованиями, чтобы обнаружить новые перспективы и способы их прочтения в повседневной жизни XXI века.
1
2
3
Саша Спачал, Мириан Швагели, Анил Подгорник (Словения). «Моясвязь», 2013 г. Межвидовой симбиотический коннектор, осуществляющий связь человека и грибницы.
«Мы пытаемся трактовать историю как многослойную конструкцию, где наука и технологии возникают
одновременно и в сопряжении с искусством, его медиатехническим аппаратом»
Дмитрий Булатов
Куратор программы, художник, теоретик искусства, организатор проектов в сфере art & science и новых медиа.
МОДУЛИ
01
02
03
Лаборатории будущего
на территории прошлого
Границы
моделирования
Живые топологии и нечеловеческие агенты
01.11.2021

01.03.2022
01.03.2022

01.07.2022
01.07.2022

29.10.2022
16
ЛЕКЦИЙ
8
МАСТЕР-КЛАССОВ
3
КРУГЛЫХ СТОЛА
СПИКЕРЫ
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Калининград
Калининград
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Москва
Ирина Кулик
Искусствовед, культуролог, арт-критик, преподаватель Школы дизайна РАНХиГС и Института современного искусства Иосифа Бакштейна. Автор многочисленных публикаций о современном искусстве, кино и современной музыке. С 1989 года регулярно печатается в газетах, журналах, онлайн-изданиях и академических сборниках («Художественный журнал», «Художественный дневник», «Культура» и т.д.). Автор переводов, среди которых тексты Жана Бодрийяра, Жиля Делеза, Мишеля Фуко, Юлии Кристевой, а также Тристана Тцара, Андре Бретона, Марселя Дюшана. Автор лекционного курса «Несимметричные подобия» в Музее «Гараж» (2011-2019), с 2013 года является куратором интернет-проекта «Современники в ММСИ», с 2020 года читает авторский лекционный курс «Хонтологии, утопии, дистопии» в МАММ (Москва)
Москва
Андрей Смирнов
Куратор, теоретик искусства. Основатель Термен-центра, научный сотрудник Центра электроакустической музыки Московской государственной консерватории, руководитель лаборатории звука Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко.

Разработчик интерактивных музыкальных систем, автор десятков научных и популярных статей по истории музыкальной технологии и искусства звука в России и за рубежом, а также монографий “SOUND in Z: Experiments in Sound and Electronic Music in Early 20th Century Russia” (Walther Koenig. Лондон, Кельн, 2013) и «В поисках потерянного звука. Экспериментальная звуковая культура России и СССР первой половины ХХ века» (Москва, Музей «Гараж», 2021). Лауреат Государственной премии в области современного искусства «Инновация-2021» (книга года).

Москва
Анастасия Алёхина
Медиахудожник, исследователь. Окончила Лабораторию медиа-перформанса в Московском музее современного искусства (2012 г.) и Московскую школу фотографии и мультимедиа им. А. Родченко (мастерская «Новые медиа», 2015 г.). Участник российских и зарубежных выставок и фестивалей̆. Финалист грантовой программы «Искусство и Технологии 2019» Музея современного искусства «Гараж» и финалист конкурса «Nova Art 2019». Номинирована на премию STARTS Prize 2021 фестиваля Ars Electronica (Австрия). Преподаватель Британской высшей школы дизайна (БВШД) и НИУ ВШЭ, магистратура «Саунд-арт и саунд-дизайн».

Работы Анастасии Алёхиной находятся в фонде Мультимедиа Арт Музея (Москва) и в постоянной экспозиции art&science проекта «Новая Антропология» (Институт физиологии им. И.П. Павлова, СПб).
Калининград
Алексей Чебыкин
Художник, архитектор. Работает в различных областях современного искусства (AR-technologies, 3D-моделирование и скульптура, интерактивные инсталляции), уделяя внимание связи искусства с новыми технологиями.

Участник российских и международных проектов и выставок, в том числе: 52 Венецианской биеннале (“GINNUNGAGAP“, 2007); “PRAGUEBIENNALE 3” (Прага, 2007); “Artissima“ (Турин, 2007); “Schengen“ (Берлин, 2008); “Monsters - People, Murders, Power Machines“ (Дрезден, 2008), «Русские утопии» (Москва, 2010), «Жизнь. Версия науки» (Москва, 2011), 1-й и 2-й Триеннале российского искусства (Музей «Гараж», 2017, 2020), Уральской индустриальной биеннале современного искусства (Екатеринбург, 2017) и др. Лауреат международного конкурса 2013 AR Metaio Developer Competition (Германия).
Санкт-Петербург
Михаил Куртов
Философ, теоретик медиа. Окончил факультет журналистики и аспирантуру философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). Кандидат философских наук (СПбГУ, 2011). Работал ответственным редактором в издательстве «Симпозиум» (2009-2010), ассистентом кафедры культурологии СПбГУ (2011-2013), доцентом кафедры гуманитарных наук СПбГУКиТ (2013-2015).

Публиковался в изданиях «Новое литературное обозрение», «Логос», «Художественный журнал», «Сеанс», «Искусство кино», «Неприкосновенный запас» и др. Автор книг: «Между скукой и грезой. Аналитика киноопыта» (2012), «Генезис графического пользовательского интерфейса. К теологии кода» (2014). Лауреат Премии Андрея Белого (2016). В настоящее время работает инженером-исследователем в лаборатории «Современная алгебра и приложения» при факультете математики и компьютерных наук СПбГУ.
Санкт-Петербург
Олеся Туркина
Искусствовед, куратор. Ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея, кандидат искусствоведения, доцент СПбГУ, действительный член Северо-Западной организации Федерации космонавтики России. Куратор выставок, посвященных космосу: “MIR: Made in the XXth Century” (Российский павильон на 48-ой Венецианской биеннале, 1999); «Эволюция образа» (Русский музей, 1996); «Обсерватория» (в рамках фестиваля ПроАрте «СИТМ», 2007), “Beyond Zero” (Calvert 22, 2014).

Автор многочисленных публикаций, посвященных космосу и искусству, в том числе книги “Soviet Space Dogs” (London, 2014). Совместно с Музеем Юрской Технологии (Лос-Анджелес) работала над серией фильмов “The Chain of Flowers”: “Levsha” (2000), “The Common Task” (2004), “The Great Soviet Eclipse” (2008).
Калининград
Евгений Кучинов
Философ, историк, переводчик, кандидат философских наук, заведующий лабораторией философских исследований будущего БФУ им. И. Канта. Со-основатель и редактор экспериментальной платформы lmnt <elementary […] data recorder>. Лектор публичной программы к «Движущим атмосферам» Томаса Сарасено (Музей «Гараж», Москва) и 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства (Екатеринбург). Приглашенный лектор Академии изобразительных искусств в Праге (курс Института Космоса под руководством Антона Видокле). Автор публикаций, посвященных темам онтологического и эпистемологического анархизма, панпсихизма и философии техники, в журналах «Логос», «НЛО», «НЗ», “Stasis”, “Perspectiva Filosófica”, “Cosmic Bulletin” и др. Составитель и редактор книг: «Святогор. Поэтика. Биокосмизм. (А)теология» (2017), «Страна Анархия. Утопии Братьев Гординых» (2019). Участник исследовательского проекта “Unchaining Solidarity” под руководством Катрин Малабу (2021).
Калининград
Вадим Чалый
Доктор философских наук, доцент, профессор Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта. Сфера научных интересов – аналитическая и политическая философия. Автор научных публикаций в журналах: “Вопросы философии”, “Философия”, Kant-Studien, Con-Textos Kantianos и др. Научные исследования проводил при поддержке фонда “Цайт” (Оксфордский университет, 2002), программы “Фулбрайт” (Колумбийский университет, 2005-2006), программы "Эразмус" (Унивеситет Лёвена) а также грантов РГНФ (2017), РФФИ (2018) и Министерства науки и высшего образования РФ (2019-2021). С 1998 года экспериментирует в области саунд-арта, в разное время выступал в составе музыкальных коллективов: “Бигуди”, “König Semiconductors”, “Mood-O-Tronic”. Область музыкальных интересов включает дроун, алгоритмическую композицию, генерацию случайного бита и свободную импровизацию.
Санкт-Петербург
Борис Шершенков
Медиахудожник, кандидат технических наук, конструктор музыкальных инструментов. Окончил Национальный исследовательский университет ИТМО (2015) и Санкт-Петербургский институт кино и телевидения (2018). В 2015 году защитил кандидатскую диссертацию по применению ультразвука в промышленной биотехнологии. С 2013 года занимается проектами в области экспериментального звука, археологии медиа и Art&Science, которые были представлены в рамках множества российских и зарубежных выставок и фестивалей.

Лауреат всероссийского конкурсного проекта “ВЗЛЕТ” по направлению Art&Science (2019), грантовой программы Музея современного искусства “Гараж” для художников, работающих в сфере актуального искусства (2020) и грантовой программы поддержки новых форматов культурного обмена Pro Helvetia Fast ForwART (2021). Преподаватель Лаборатории новых медиа на Новой сцене Александринского театра (Санкт-Петербург), магистерских программ Digital Art в ДВФУ (Владивосток) и Art&Science в Университете ИТМО (Санкт-Петербург).
Москва
Ипполит Маркелов
художник, исследователь, кандидат биологических наук. Исследовательский интерес – проблематика отношений в межвидовой коммуникации и трансформации “живого”. Работает на стыке художественного и научного методов. Основатель Science Art group “18 Apples” и участник Posthuman Studies Lab. В своих проектах использует и разрабатывает нейробиологические и биоинженерные технологические системы.

Участник выставок и художественных лабораторий: Ars Electronica (Австрия), SymbioticA (Австралия), GOSH (Китай), Уральская индустриальная биеннале, Музей современного искусства “Гараж”, Московский музей современного искусства, Мультимедиа Арт Музей. Победитель грантовой программы “Искусство и технологии” Музея современного искусства “Гараж”. Лауреат грантовой программы ITMO Fellowship and Professorship Program Университета ИТМО (Санкт-Петербург).
Санкт-Петербург
Дмитрий Пиликин
Куратор, арт-критик, историк искусства. Читает лекции по различным аспектам современного искусства: СПбГУ, Смольный институт, Лекторий молодежного центра Государственного Эрмитажа, ГЦСИ (Калининград, Томск), Музей PERMM (Пермь), Новый музей (СПб), Фонд “Эра” (Москва) и др. Автор многочисленных кураторских проектов, в т.ч.: видеофестиваля “Балканский ответ” (грант фонда Сороса, СПб, 1994-1996), фотографического раздела IV СПб Биеннале современного искусства (Музей Истории СПб, 1996), художественно-урбанистического проекта “Waterfront” 2018-2020 (грант Совета Министров Северных стран), проекта “Имя рек” (Музей PERMM, 2018, шорт-лист государственной премии “Инновация” за лучший кураторский проект), проекта “Нонконформизм нашего времени” (СПб, 2022).

Куратор “Галереи 21” и “СПБ Техно-Арт-Центра” (1994-2000). Арт-директор фестиваля “Осенний фотомарафон” (2000-2006). Супервизор музейного грантового проекта Фонда “Династия” – “Научный музей в XXI веке” (2001-2008). Приглашенный эксперт грантового музейного конкурса фонда Потанина (2009).
ПРОГРАММА МОДУЛЯ
Ирина Кулик
Музей Мирового океана
20.11
15:00-18:00 (GMT +2)
Дата
Лекция
Место
г. Калининград, наб. Петра Великого, 1
Конгресс-холл, Главный корпус
Андроиды, роботы, киборги: искусство как искусственная жизнь
Андрей Смирнов
Музей Мирового океана
11.12
15:00-18:00 (GMT +2)
Дата
Лекция
Место
г. Калининград, наб. Петра Великого, 1
Конгресс-холл, Главный корпус
В поисках потерянного звука
Анастасия Алёхина
Школа креативных индустрий
24.12
12:00-17:00 (GMT +2)
Дата
Мастер-класс
Место
г. Калининград, ул. Азовская, 4
25.12
UM-555 и перфоманс для рук
Мастер-класс по носимым технологиям
Алексей Чебыкин
Школа креативных индустрий
21.01
12:00-17:00 (GMT +2)
Дата
Мастер-класс
Место
г. Калининград, ул. Азовская, 4
22.01
ARTFORMING
Мастер-класс по 3d-моделированию и печати
Михаил Куртов

Музей Мирового океана
29.01
15:00-18:00 (GMT +2)
Дата
Лекция
Место
г. Калининград, наб. Петра Великого, 1
Конгресс-холл, Главный корпус
Иные логики стекла: об использовании стекольной продукции в науке и искусстве
Олеся Туркина

Музей Мирового океана
19.02
15:00-18:00 (GMT +2)
Дата
Лекция
Место
г. Калининград, наб. Петра Великого, 1
Конгресс-холл, Главный корпус
ВНЕ ЗЕМЛИ. Мечты о космосе от К.Э. Циолковского и художников русского авангарда до
В.Ф. Колейчука и московского концептуализма
Евгений Кучинов
Музей Мирового океана
19.03
15:00-18:00 (GMT +2)
Дата
Лекция
Место
г. Калининград, наб. Петра Великого, 1
Конгресс-холл, Главный корпус
Пантехники огонь цветущий: как русские анархисты освобождали Прометея
Вадим Чалый
Музей Мирового океана
02.04
15:00-18:00 (GMT +2)
Дата
Лекция
Место
г. Калининград, наб. Петра Великого, 1
Конгресс-холл, Главный корпус
Просвещение как технология и как традиция
Борис Шершенков
Школа креативных индустрий
22.04
12:00-17:00 (GMT +2)
Дата
Мастер-класс
Место
г. Калининград, ул. Азовская, 4
23.04
Электрочувствительность
Мастер-класс по технологическому саунд-арту
Ипполит Маркелов
Школа креативных индустрий
20.05
12:00-17:00 (GMT +2)
Дата
Мастер-класс
Место
г. Калининград, ул. Азовская, 4
21.05
DIY-BIO:
Мастер-класс по био-арту и микроскопии Web vs Laser
Дмитрий Пиликин
Музей Мирового океана
28.05
15:00-18:00 (GMT +2)
Дата
Лекция
Место
г. Калининград, наб. Петра Великого, 1
Конгресс-холл, Главный корпус
Машина, которая способна разрешить все споры
ПРИГЛАШАЕМ
НА ЛЕКЦИЮ
ГАЛЕРЕЯ
ОРГАНИЗАТОРЫ
Проект реализован Балтийским филиалом ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с Музеем Мирового океана и Школой креативных индустрий (Филиал РГИСИ в Калининграде) при поддержке Фонда Михаила Прохорова.
ДЛЯ СМИ
КОМАНДА
Куратор проекта, художник, теоретик искусства, куратор ГМИИ им. А.С. Пушкина (Балтийский филиал). Организатор выставочных и издательских проектов в области art&science и новых медиа
Директор филиала РГИСИ в Калининграде – «Балтийская высшая школа музыкального и театрального искусства». Продюсер и программный директор образовательных проектов. Кандидат экономических наук
Директор Школы креативных индустрий филиала РГИСИ в Калининграде. Руководитель, программный директор фестиваля «Территория кино». Организатор, куратор проектов в области культуры
Дмитрий Булатов
Юлия Алейникова
Елена Громова
Василина Медведева
Заведующий отделом природы Музея Мирового океана, куратор выставочных проектов, интерактивных площадок и мультимедийных разработок естественнонаучного направления
Арт-критикесса, PR-менеджерка Балтийского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина / Балтийский филиал ГЦСИ (Калининград, Россия). Исследовательница и медиахудожница в области AI Art
Мария Облакова
Данил Акимов
Звуковой художник, куратор ГМИИ им. А.С. Пушкина (Балтийский филиал). Автор и организатор ежегодного международного фестиваля экспериментальной музыки «Sound around Kaliningrad».
НАШИ
КОНТАКТЫ
VK
YT
info-kaliningrad
@ncca.pushkinmuseum.art
+7 (4012) 604-326