Одно из самых загадочных произведений искусства ХХ века, “Новобрачная, раздетая своими же холостяками” Марселя Дюшана (1914-1923) представляет собой исполненное на стекле подобие чертежа некоего механизма. Механизм этот не антропоморфен, но, возможно, призван воспроизводить важнейший эффект механики самой природы, механики жизни, фиксируемой нами через машину.
В лекции речь пойдет о том, каким образом «Новобрачная» Дюшана связана с известными научно-фантастическими сюжетами 20-го столетия, а так же
с киборгами, роботами и прочими искусственными созданиями, которых можно опознать в произведениях современных авторов.
Это и механические существа, фигурирующие в литературных произведениях основоположника футуризма Ф.Т. Маринетти, и манекены, которыми были одержимы сюрреалисты. Абстрактные персонажи Электромеханического театра Эль Лисицкого и выступавшие вместе с танцорами Мориса Бежара кибернетические творения пионера искусства новых медиа Николя Шеффера, роботы-рисовальщики
Жана Тэнгли и заводные, как фигуры средневековых часов, великомученики современного британского скульптора Майкла Лэнди. Все эти произведения являются различными образами и гипотезами «искусственной жизни».