Пассивное искусство растений: жизнь, техника и язык цветов
ЛЕКЦИЯ
Шпела Петрич. “PL’AI”, 2020 г. Проект, посвященный взаимодействию машинного и растительного интеллекта.
О
ЛЕКЦИИ
Чувственная сторона цветов открывается через цвет, запах или вкус и кажется нам очевидной в своем проявлении, хотя наше восхищение – это не то, к чему эволюционно стремятся цветы, представляющие по своей сути гениталии растений (Р.М. Дойль). Многочисленные стратегии размножения цветов, направленные на животных и насекомых, вплетающие в себя также людей и природные факторы, такие как ветер, напрямую связаны с вопросом выживания самых разных видов растений. В этом состоит их мудрость: они всегда ориентированы на внешнее, на не-единичное существование в совместности с другими. Их вегетативная пластичность – залог появления человеческого субъекта и его культуры: растения всегда сопровождали людей –
вырабатывали кислород, служили пищей и материалом (Л. Иригарэ). А разнообразные пружины, катапульты и технические приспособления для рассеивания семян опровергают миф о мертвенности и безжизненности этих организмов, свидетельствует о “разуме цветов” (М. Метерлинк). Вся эта неимоверная открытость к другому, скрытая от животного глаза подвижность и живучесть, делает растения популярными агентами современного искусства: от биоарта, исследований технологического искусства до художественных экологических проектов. В лекции мы поговорим о том, как растения помогают переосмыслить не только нас самих, технологии, но и иначе взглянуть на искусство,
Лоис Вайнбергер. “Внешняя зона”, 1996 г. Практики ухода за растениями и выращивания сорных трав.
рассмотреть его безмолвную, пассивную сторону, которая часто ускользает в свете активного, логоцентричного искусства людей.
Исследователь, преподаватель Международной магистерской программы по Art&Science в Университете ИТМО (Санкт-Петербург), руководитель Факультета современного искусства Высшей школы “Среда обучения”, руководитель “Школы Родченко онлайн”. Исследователь в области critical animal studies, кандидат наук по литературоведению (Ph.D., Силезский университет). Автор монографических курсов, посвящённых критическому постгуманизму, теории искусства, этике науки и технологий, которые читает в рамках магистерской программы Art&Science в Университете ИТМО (СПб). Редактор-составитель номера журнала “Социология власти” (РАНХиГС), посвященного исследованиям животных, где впервые был опубликован перевод Ж. Деррида “Животное, которым я следовательно являюсь”. Автор перевода на польский язык книги Т. Горичевой “Святые животные”. В настоящий момент в составе Posthuman Studies Lab работает над проектом, посвященным исследованию взаимосвязи растительных и вычислительных систем в технологическом контексте нестандартных вычислений и фитомайнинга (грантовая программа “Roots & Seeds XXI. Biodiversity Crisis and Plant Resistance”).
Екатерина Никитина
Лектор
ЛЕКЦИЯ ОФЛАЙН
Екатерина Никитина
Музей Мирового океана
02.07
15:00-18:00 (GMT +2)
Дата
Лекция
Место
г. Калининград, наб. Петра Великого, 1
Конгресс-холл, Главный корпус
Пассивное искусство растений: жизнь, техника и язык цветов
ПРИГЛАШАЕМ
НА ЛЕКЦИЮ
ЛЕКЦИЯ ОНЛАЙН
ОРГАНИЗАТОРЫ
Проект реализован Балтийским филиалом ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с Музеем Мирового океана и Школой креативных индустрий (Филиал РГИСИ в Калининграде) при поддержке Фонда Михаила Прохорова