Чувственная сторона цветов открывается через цвет, запах или вкус и кажется нам очевидной в своем проявлении, хотя наше восхищение – это не то, к чему эволюционно стремятся цветы, представляющие по своей сути гениталии растений (Р.М. Дойль). Многочисленные стратегии размножения цветов, направленные на животных и насекомых, вплетающие в себя также людей и природные факторы, такие как ветер, напрямую связаны с вопросом выживания самых разных видов растений. В этом состоит их мудрость: они всегда ориентированы на внешнее, на не-единичное существование в совместности с другими. Их вегетативная пластичность – залог появления человеческого субъекта и его культуры: растения всегда сопровождали людей –
вырабатывали кислород, служили пищей и материалом (Л. Иригарэ). А разнообразные пружины, катапульты и технические приспособления для рассеивания семян опровергают миф о мертвенности и безжизненности этих организмов, свидетельствует о “разуме цветов” (М. Метерлинк). Вся эта неимоверная открытость к другому, скрытая от животного глаза подвижность и живучесть, делает растения популярными агентами современного искусства: от биоарта, исследований технологического искусства до художественных экологических проектов. В лекции мы поговорим о том, как растения помогают переосмыслить не только нас самих, технологии, но и иначе взглянуть на искусство,
Лоис Вайнбергер. “Внешняя зона”, 1996 г. Практики ухода за растениями и выращивания сорных трав.
рассмотреть его безмолвную, пассивную сторону, которая часто ускользает в свете активного, логоцентричного искусства людей.