В целом я не вижу никаких проблем с человеческим языком. Нет проблемы в том, чтобы он продолжал оставаться основным инструментом, с помощью которого мы описываем мир. Этот важный инструмент выработан эволюционно.
Скорее, я вижу проблему несколько в другом: субъект, погружённый в язык, создающий языковую картину мира и в ней живущий, – это сложность, с которой столкнулась не одна философская школа второй половины 20-го века. Само понятие субъектности – недавнее изобретение: в античности «субъекта» не было, он появился ближе к 17-18 векам с возникновением водораздела между природой и культурой. Итак, есть субъект, который с помощью языковых, а также опытных инструментов исследует действительность, чтобы выявить её законы. Натуральные законы этот субъект описывает, конечно, с помощью человеческого языка. И здесь есть опасность в том, что субъектно-объектные отношения влекут за собой остановку – когда мы в разговоре о мире останавливаемся в субъектно-объектных отношениях, когда мы не воспринимаем другого и то явление, о котором говорим, – субъектно-субъектное, грубо говоря.
С такой субъектно-объектной позицией сталкивается кризис культуры в периоды Первой и Второй мировых войн, когда оказывается, что языковая картина мира и сам язык как инструмент логоцентричной философии теряют связи с реальностью. То есть язык оторван от действия и ничего в реальности не меняет. Человек живёт в своей языковой картине мира, и ему в ней комфортно. А всё, что в неё не вписывается, он уничтожает или просто не берёт во внимание.
Эта позиция подвергается сейчас сильнейшей критике. Но эта позиция – скорее культурологическая, чем научная. Потому что наука никогда человеческое зрение не брала во внимание. В науке человек – такой же актор, как и все остальные. И науку в принципе человек как таковой не интересует, её интересуют эти самые натуральные законы и человек в их контексте.
В антропоцентризме я тоже не вижу ничего плохого, потому что человеческий взгляд на окружающий мир, по сути, не может быть другим. И у Хайдеггера человек – в центре мира, но не всего, а только своего. Точно так же, согласно концепции умвельта (Umwelt), которую разрабатывал Якоб Икскюль, любое существо находится в центре своего мира. Он говорил про аффекты, на которые реагируют разные организмы и из которых они строят свой мир. Например, клещ в своей жизни реагирует всего на три вещи: свет, тепло и, если не ошибаюсь, рефлекс кусать и сосать кровь. Вот, собственно говоря, всё, из чего состоит мир клеща.
Значит, и лес для каждого будет разным. Часто, конечно, превалирует чисто человеческая картина мира, не берущая во внимание то, что лес может быть разным и миры могут отличаться друг от друга.
В человеческом языке есть вещи, которые не всегда связаны с разумом или мыслительными процессами. Это звуки, оговорки, заикания, бормотание и так далее – то, что можно назвать тёмной стороной языка. Что-то содержится в человеке, что нельзя выговорить. Может быть – животная или растительная душа, чуждая слову, потому что только «разумная» душа может проявиться в языке ради коммуникации с себе подобной.
Кстати говоря, у Жака Деррида есть целый ряд работ о животных, и для него тоже важную роль играет язык. Говоря о животных, он указывает на их безмолвную сторону: как вести диалог с тем, что по сути вне логоса? Каким может быть их ответ, и как можно с этим ответом работать? Или даже: каким должен быть вопрос, чтобы получить понятный нам ответ?
Вспомним начало 20-го века – модернизм и распад языка, поток сознания и прочее. Субъект, выстроенный на языковой картине мире, распадается, и мы говорим о кризисе истории, дегуманизации искусства и конце всего. В этом смысле, конечно, примечателен Кафка, который превращает Грегора Замзу в жука. Первое, что делает Замза, – теряет язык: речь его не слушается, и понятные ему – жуку – слова, которыми он зовёт на помощь, семья слышит за дверью как бормотание и непонятные звуки. Это и есть распад субъекта, когда прочная языковая картина нарушена войной, привычный уклад разрушается, и наружу выходит тёмное и скрытое.
И у Ницше есть пассажи про «тёмный голос» – язык, очищенный от повседневности и ненужных наслоений. Это крик или рык, который человек обычно оставляет за фасадом цивилизации. То, что мы не принимаем как часть культуры и поэтому подавляем в себе.
В общем, смысл не в том, чтобы найти способ перевести импульсы растений на человеческий язык, потому что в этом, скорее всего, нет никакого смысла, это просто
художественный жест. А в том, чтобы принять и осознать самое сложное: недосягаемость другого и отсутствие в языковой логической системе понимания этого другого. В контексте животных и растений это – про молчание Иного, которое нужно услышать. И оставить его в покое.