Технологии меняют мир, как и искусство. Но чем больше искусственного, тем меньше естественного. Между тем, в прошлом году появляется инсталляция Йеспера Юста Seminarium, в которой свет экранов стимулирует рост растений. Выходит, видео-арт не только не вытесняет или загрязняет природу, но и помогает ей, чем может. Прямо сейчас Дэмиэн Хёрст сжигает свои картины из серии «Валюта», если владельцы решили оставить их NFT-копии. Что вы думаете об этой акции: это жест художника, коммерсанта, эко-активиста? И не следует ли современным художникам взять за правило: переводить всё в цифру хотя бы потому, что цифровое загрязнение менее опасно, чем «аналоговое»?
К сожалению, цифровое ни в коей мере не более экологично, тем более NFT. Производство одного токена требует значительных энергетических затрат. Даже после большого слияния, осуществлённого Etherium в сентябре этого года – переход от протокола Pow к PoS, который позволяет сократить углеродный след до 99%, – криптовалюты по-прежнему наносят колоссальный ущерб экологии. Искусство как мягкая сила, скорее, может работать на просвещение, активизацию экологического мышления. Также художники основывают фонды и исследовательские группы – например, проекты Дэвида Бакленда или Ай Вей Вея занимаются активизмом; раскрывают понятие «климатического расизма» – от Фабриса Монтейро до Эллисон Жане Хамильтон.
И это никогда не разговор о чистой экологии, это всегда вопрос «выноса» вредных последствий за пределы комфорта развитых государств. Так, в Индии или в странах африканского континента последствия продолжающейся колониальной политики приводят к невыносимым условиям существования миллионов людей. Появляются всё новые крупные теории, вроде «плантациоцена», акцентирующего политики эксплуатации земли в связи с колониальным опытом и рабством.
Возвращаясь к вашему вопросу: Хёрст предложил сильную образную систему смертности человека – что может быть лучшим комментарием к современной эко-политике? При этом его NFT-дроп, хоть и был реализован на самой в тот момент экологичной платформе Palm, включал 10 000 токенизированных работ. Это пародия на капиталистическое перепотребление, которая толкает рынок к ещё большему перепотреблению.