Пространство образа: эволюция видеоинсталляции
ЛЕКЦИЯ
Брюс Науман. "One Hundred Live and Die”, 1984 г. Инсталляция из неоновых трубок. Из коллекции Музея современного искусства в Наосиме, Япония.
О
ЛЕКЦИИ
Появление видео в 60-х годах ХХ века дало художникам новые инструменты для создания движущихся образов – воспроизводимых одновременно с записью, замирающих на паузе, легких и неуловимых фата-морган. В то время, как кинотеатр сохранял архитектурное разделение зрительного зала и экрана, видео было более гибким. Художники проецировали изображения на здания, подвешивали экраны в воздухе, разбивали на фрагменты и отделяли от стен, создавая архитектурные композиции и целые среды.
Эти сложные пространственные отношения позволяли искусству по-новому работать с телесным присутствием зрителя, манипулировать движением, временем и масштабом, а также обнажать материальную природу технологии. Методы пионеров видеоинсталляции – Брюса Наумана, Нам Джун Пайка, Джоан Джонас и других – пригодились современным художникам в постцифровом мире, в котором образы все более обманчивы, а видеоэкраны вот-вот откроются прямо в наших зрачках.
Нам Джун Пайк. "Телевизионный сад", 1974-78 гг. Инсталляция из мониторов, которая представляет собой гибридный техно-биологический организм или светоносную флору.

Искусствовед, преподаватель, куратор отдела кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина, программный директор фонда ОСИ, куратор программы “Новые медиа” Московской школы современного искусства. Ранее – куратор и продюсер “МедиаАртЛаб”, руководитель мастерской и преподаватель Высшей школы “Среда обучения”, куратор научного отдела МВЦ Манеж (среди проектов Открытая школа “Манеж/МедиаАртЛаб”, цикл выставок молодых медиахудожников “Большие надежды”, выставка и образовательная программа “Золотой век русского авангарда” Питера Гринуэя, международный симпозиум “Pro&Contra медиакультуры”).

В 2019 году была продюсером павильона России в рамках Миланской Триеннале (III место, “Восковая пчела”) и выставки “В конце пребывает начало” ГМИИ им. А.С. Пушкина, в рамках параллельной программы Венецианской биеннале современного искусства. Финалист программы кураторский стажировок EUNIC 2017 и программы Focus-2019 Institut Français. Лауреат национальной премии “Инновация” 2021 в номинации “Куратор года”.
Анна
Буали
Лектор
ЛЕКЦИЯ ОФЛАЙН
Анна Буали
Музей Мирового океана
15.10
15:00-18:00 (GMT +2)
Дата
Лекция
Место
г. Калининград, наб. Петра Великого, 1
Конгресс-холл, Главный корпус
Пространство образа: эволюция видеоинсталляции
ПРИГЛАШАЕМ
НА ЛЕКЦИЮ
ЛЕКЦИЯ ОНЛАЙН
ГАЛЕРЕЯ
Фото: Александр Любин
АННА БУАЛИ:
МЯГКАЯ СИЛА
ИСКУССТВА


Анна, ваша лекция была посвящена различным примерам видео-арта. Можно ли считать современный видео-арт новой фазой развития кинематографа или это принципиально разные виды искусства? Где проходит между ними грань? Работу Ever is over all Пипилотти Рист вы назвали своего рода визуальной поэзией. Возможно, такая «поэтичность» и отличает весь видео-арт от «прозы» кино: лаконичное концептуальное высказывание, особая степень свободы, что ещё?

Видео-арт и экспериментальный кинематограф часто сближаются – не всегда есть необходимость разделять по разным полкам, скажем, Ширин Нешат или Йонаса Мекаса. Но нужно учитывать, что у кино и видео-арта разные традиции производства и дистрибуции, часто – разный зритель. Тот же Триер открещивается от ярлыка художника, в том числе потому, что кино как будто достигает большего количества людей. И очень часто видео-арт требует немного других навыков смотрения. Во время пандемии, показывая видеоработы художников онлайн в рамках проекта «100 способов прожить минуту», мы много времени уделяли пояснению, как смотреть из дома. Мы даже сделали инструкцию: проветрите комнату, уберите в сторону всё лишнее, наденьте наушники, настройте яркость экрана и т. д. В случае с инсталляциями в музее вообще изменяется политика контроля за зрителем. Он войдёт в зал в случайный момент и выйдет, когда захочет. Думаю, в видео-арте зрителю даётся чуть больше свободы, чем в кинематографе. Но и чуть больше ответственности.
Видео-арт выходит за рамки экрана и делает зрителя неотъемлемой частью инсталляции. С одной стороны, каждый зритель становится уникальным ориентиром, меняя собой заданную систему координат, – как наблюдатель в теории относительности (Брюс Науман, «Коридор») С другой стороны, в этом заметен особый вкус видео-арта к телесности, который проявляется по-разному: человек Гари Хилла не похож на человека Билла Виолы. Каким описывает человека новейший язык искусства?
Помимо человека, в фокусе художников появилось ещё множество сущностей, которые, как кажется, учёным, мы стали понимать лучше. Глубокие медиа предлагают посмотреть на мир в длительности минерала, биология – уловить чувственность леса, философия просит отбросить линзу корреляционизма для включения доисторического опыта. Всё это вкупе с политиками включения делает человека более многообразным, иллюзорным и маленьким.
В одном из недавних интервью вы сказали: «Мы все утратили ориентиры, не знаем, во что верить и куда двигаться. А это [коллекционирование искусства] возможность найти новое (…), потому что любой культурный слом провоцирует колоссальные изменения, создаёт новый язык, на котором будут говорить через 10–15 лет. Сейчас возможность поиска открыта». Как бы вы описали этот новый язык искусства?
Язык искусства в России, о котором мы могли бы говорить, находясь на территории РФ, парализован катастрофическими событиями. В будущем нам предстоит увидеть отражение 2022 года в искусстве, хотя мы ещё не до конца отрефлексировали события пандемии. Я уважаю художников, которые прекратили работу, потому что для них невозможно продолжать свои практики в условиях вооружённого конфликта. Также поддерживаю тех, кто продолжает создавать произведения и проекты, издаёт книги. Работа в Пушкинском музее дала потрясающий опыт работы с перспективой в 300, 500 лет. Что будет с работами, которые попадают в коллекцию? Что нужно будет сделать, чтобы восстановить контекст их создания? Что останется от имён и дел художников и дарителей?
Оскар Уайльд считал, что жизнь подражает искусству гораздо больше, чем искусство – жизни. Как по-вашему, в наше время что за чем поспевает, жизнь за искусством или наоборот? Если мы ждём, что время изменит язык искусства, значит – оно идёт за ней, стараясь не отстать. Или, может быть, вам знакомы случаи обратной зависимости, когда искусство подсказало жизни следующий шаг в развитии?
Мимесис, с которым связывается происхождение искусства, сейчас действительно приобретает новые масштабы в связи с технологиями машинного обучения, генерирующего изображения в реальном времени. В ближайшие годы учёные и дизайнеры будут не только создавать правдоподобные картинки (дипфейки), но и модифицировать целые сюжетные сцены. Персонажи CGI будут интерактивно в реальном времени учиться, разговаривая с вами. А метавселенная как система, которая во многом уже функционирует в отдельных элементах, будет отличной площадкой для того, чтобы в полной мере реализовать состояние «постправды». Искусство, пусть и с оговорками, на мой взгляд, способно тренировать критический и чувственный аппарат зрителя, которому необходимо будет всё время переопределять, что именно он видит перед собой.
Технологии меняют мир, как и искусство. Но чем больше искусственного, тем меньше естественного. Между тем, в прошлом году появляется инсталляция Йеспера Юста Seminarium, в которой свет экранов стимулирует рост растений. Выходит, видео-арт не только не вытесняет или загрязняет природу, но и помогает ей, чем может. Прямо сейчас Дэмиэн Хёрст сжигает свои картины из серии «Валюта», если владельцы решили оставить их NFT-копии. Что вы думаете об этой акции: это жест художника, коммерсанта, эко-активиста? И не следует ли современным художникам взять за правило: переводить всё в цифру хотя бы потому, что цифровое загрязнение менее опасно, чем «аналоговое»?
К сожалению, цифровое ни в коей мере не более экологично, тем более NFT. Производство одного токена требует значительных энергетических затрат. Даже после большого слияния, осуществлённого Etherium в сентябре этого года – переход от протокола Pow к PoS, который позволяет сократить углеродный след до 99%, – криптовалюты по-прежнему наносят колоссальный ущерб экологии. Искусство как мягкая сила, скорее, может работать на просвещение, активизацию экологического мышления. Также художники основывают фонды и исследовательские группы – например, проекты Дэвида Бакленда или Ай Вей Вея занимаются активизмом; раскрывают понятие «климатического расизма» – от Фабриса Монтейро до Эллисон Жане Хамильтон.
И это никогда не разговор о чистой экологии, это всегда вопрос «выноса» вредных последствий за пределы комфорта развитых государств. Так, в Индии или в странах африканского континента последствия продолжающейся колониальной политики приводят к невыносимым условиям существования миллионов людей. Появляются всё новые крупные теории, вроде «плантациоцена», акцентирующего политики эксплуатации земли в связи с колониальным опытом и рабством.
Возвращаясь к вашему вопросу: Хёрст предложил сильную образную систему смертности человека – что может быть лучшим комментарием к современной эко-политике? При этом его NFT-дроп, хоть и был реализован на самой в тот момент экологичной платформе Palm, включал 10 000 токенизированных работ. Это пародия на капиталистическое перепотребление, которая толкает рынок к ещё большему перепотреблению.
И в завершение – снова об ориентирах. И общество, и искусство сегодня полны пессимизма: проблем всё больше, старые методы не работают, всё время нужно искать новые... Есть ли у вас ощущение очередного конца эпохи? Чем современное искусство может преодолеть этот пессимизм?
Нам обещали конец истории ещё в 1980-х. Пессимизм, ужас, тёмные теории – это философский тренд конца 2010-х годов. В своей последней статье французский философ Бруно Латур пишет о том, что сейчас слом происходит между конфликтом первого порядка – разделом Украины на самой границе европейского спокойствия – и второго – экологического фронтира, который основан на политиках добычи и распределения нефти и газа. Теперь полезные ископаемые, земля – холмы, поля, дамбы, почва – снова не абстрактные экологические категории фриков учёных, активистов и художников. Возобновляемые источники энергии – это горящая повестка 2022 года.
На мой взгляд, искусство не способно предотвратить или остановить войну – не существует культурного ресурса, способного остановить армии и коррумпированные системы продажи оружия, информационные преступления. Но, может, оно сыграет свою роль, когда нужно будет бороться за сохранение того, что определяет нас как homo sapiens на Земле.
Беседовал Сергей Михайлов
ОРГАНИЗАТОРЫ
Проект реализован Балтийским филиалом ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с Музеем Мирового океана и Школой креативных индустрий (Филиал РГИСИ в Калининграде) при поддержке Фонда Михаила Прохорова