Мне кажется, это просто прекрасное выражение духа времени. Поскольку Пикассо был редчайшим гением, он смог его выразить, как никто другой. Скажем, у Мунка с его извивающимся в конвульсиях ужаса «Криком» или у немецких экспрессионистов, писавших прекрасные и жуткие картины о войне, не получилось создать столь же значимого и тотального произведения, поскольку они отталкивались от конкретных эмоций. Пикассо же в этом смысле (эмпатия, переживания чужого горя как своего и т.п.) не был в полной степени эмоционален, им руководило что-то другое, и это другое – дух времени, той судьбы, которая тащила людей за ворот к новой войне. Если мы взглянем на конец 1930-х годов – на всю эту активность властвующих классов, правительств всех стран Европы, – то увидим, насколько все чётко понимали: у каждого национального государства есть интересы, которые не могут быть реализованы иначе, как в большом военном конфликте. Вот такой дух эпохи. Соответственно Пикассо этот ещё не явный, до поры до времени имплицитный (напомню, в момент написания «Герники» идёт середина 1937 года, до начала Второй мировой войны ещё два с лишним года!), дух смог выразить в своей работе. И, конечно, именно это ошеломляет. То есть, когда люди сами уже имеют в виду, что готовят себе смерть, погибель, Пикассо это почувствовал и выразил – вот это ощущение, что мы, европейское человечество, кажется, пока ещё живём, но на самом деле уже умерли. Потому что мы уже жаждем этой смерти, мы готовы к войне. Вот и всё, и по-другому, кроме как «Герникой», это выразить оказалось невозможно, потому что частные истории, которые воплощались в искусстве других авторов, оказывались слишком локальными.