Код Пикассо: «Герника» и её подлинные смыслы
ЛЕКЦИЯ
«Герника» Пабло Пикассо в Музее королевы Софии, Мадрид, 1937. Фото: Эллиотт Эрвитт, 1995.
О
ЛЕКЦИИ
Толкования в бесчисленных исследованиях о “Гернике” десятилетиями кружат по одной и той же дуге, очерченной марксистскими друзьями Пикассо, борющимися против Франко и всех прочих, кто отбрасывал фашистские тени, медленно накрывавшие предвоенную Европу. Символика и значение “Герники”, а значит и ее эмоциональное воздействие, искусственно обеднены чрезмерно прямолинейным подходом к ее описанию, привычным для нас: бомбардировка 26 апреля 1937 года баскского городка Герника эскадрильей “Кондор” мотивировала Пикассо к написанию этого антивоенного полотна.
Мы уверены (и докажем это, используя иконографические, иконологические и семиотические методы, разработанные в XX веке такими учеными как Аби Варбург, Эрвин Панофский, Ганс Зедльмайер, Умбэрто Эко, Мишель Пастуро, Эмиль Маль и др.), что смысл этой работы многократно масштабнее подобной интерпретации. Именно оттого, что использованные Пикассо иконографические мотивы насыщены символическими значениями всей предшествующей ему западноевропейской религиозной живописи, “Герника” и производит столь ошеломляющее и глубокое воздействие. Раскодированию этих иконографических мотивов и будет посвящена наша лекция.
Пабло Пикассо за работой в Музее королевы Софии, Мадрид.


Философ, издатель, переводчик, старший преподаватель Института общественных наук РАНХиГС. Основатель и главный редактор философско-литературного журнала “Логос”, рецензионного издания “Logos Review of Books” и журнала “Городские исследования и практики”, шеф-редактор журнала “Versus”. Главный редактор Издательства Института Гайдара и Издательского дома “Дело” РАНХиГС. Автор учебных пособий “Экономика культуры: культурные индустрии и эффективное развитие территорий” (ИД “Дело” РАНХиГС, 2021) и “Символы в искусстве: религиозный, исторический и культурный контекст” (ИД “Дело” РАНХиГС, 2021), статьи “На пути к новым онтологиям” (“Диалог искусств”, 5/2019), переводчик и автор предисловия книги “Zettel” Л. Витгенштейна (Людвиг Витгенштейн. "Zettel". Ad Marginem, 2020), составитель и автор главы книги “Письма солдата” (Г.Ф. Жуков. "Письма солдата (1943-1945)". ИД “Дело” РАНХиГС, 2020). В качестве приглашенного научного сотрудника принимал участие в работе Института гуманитарных наук (Institutfür die Wissenschaftenvom Menschen, Вена, 2019).
Валерий Анашвили
Лектор
ЛЕКЦИЯ ОФЛАЙН
Валерий Анашвили
Музей Мирового океана
18.06
15:00-18:00 (GMT +2)
Дата
Лекция
Место
г. Калининград, наб. Петра Великого, 1
Конгресс-холл, Главный корпус
Код Пикассо: «Герника» и её подлинные смыслы
ПРИГЛАШАЕМ
НА ЛЕКЦИЮ
ЛЕКЦИЯ ОНЛАЙН
ГАЛЕРЕЯ
Фото: Александр Любин
ОРГАНИЗАТОРЫ
Проект реализован Балтийским филиалом ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с Музеем Мирового океана и Школой креативных индустрий (Филиал РГИСИ в Калининграде) при поддержке Фонда Михаила Прохорова