Зеркало дальнего вида

7| ВАЛЕРИЙ ОРЛОВ

Oblivion. Лета — река забвения
2024. Видео, 10’41’’
Предоставлено художником
В.О.: «Я в детстве удивлялся, как узелок, завязанный «на память», может помочь вспомнить то или иное событие. В то время меня вообще не занимала сама возможность забывать или вспоминать. А сейчас удивляюсь, что никак не могу вспомнить что-то, и чем больше предпринимаю для этого усилий, тем сложнее восстановить прошедшее. С другой стороны, я поражаюсь остроте неожиданного проявления прошлых событий. Они — как вспышки молнии, но с большей временной протяженностью — обладают точной окраской события, очень определенными тактильными и пространственными характеристиками. Куда эти забытые события скрываются? Откуда они возникают и затем снова исчезают? Что собой представляет это «хранилище»? Оно жестко структурировано, как соты, или тягуче, как мед? Это лабиринт или неуловимая стихия?"
История белого квадрата № 1
1993. Бумага авторского отлива, гравюра резцом, 55×40 см
Предоставлено Калининградским областным музеем изобразительных искусств
Лист 2
1993–1994. Бумага авторского отлива, гравюра резцом, 55×40 см
Предоставлено Калининградским областным музеем изобразительных искусств
В.О.: «Вот уже почти тридцать лет как я пытаюсь освободить бумагу от представлений о ней, сформировавшихся под влиянием промышленно-прикладного характера графических искусств. Бумага для меня не только носитель идей — безмолвный, безликий (декоративная обертка, папье-маше, страница журнала, газеты); это материал не только для закрашивания, запечатывания, изготовления коробочек и других предметов. Хочется дать бумаге возможность дышать, жить. Согласовывать ее стихию и свой темперамент".

Валерий Орлов (р. 1946), Москва

Художник, график. Окончил художественно-графический факультет МГПИ (1969). В 1970 начал работать в печатной графической студии им. И. И. Нивинского при Московском союзе художников, где освоил технологии офорта, литографии, гравюры. Преподавал курс «Эстамп» на факультете художественного оформления печатной продукции в Московском полиграфическом институте (1980−1985). Печатные процессы спровоцировали интерес к фотографии и к экспериментам с фотогравюрой, фотоэмульсией на бумагах ручного отлива, печатью красками на водяной основе. С конца 1980-х занимается отливкой бумаги. Персональные выставки состоялись в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва), Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном центре фотографии РОСФОТО (Санкт-Петербург) и др. Работы находятся в собраниях ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева (Москва), ГЦСИ (Москва), Калининградского музея изобразительных искусств, Центра Поля Гетти (Лос-Анджелес), Музея современного искусства (Денвер), Музея современного искусства, архитектуры и фотографии (Берлин); Otten Kunstraum (Хоенемс), Espace de l’Art Concret (Муан-Сарту) и др.