История исследований феномена памяти насчитывает более двух тысячелетий и берет начало в древнегреческой философии (метафора «восковой дощечки» у Платона). Примеры визуализации памяти — «застывшего оттиска на восковой дощечке» — представлены на выставке «Зеркало дальнего вида» современными художниками, много лет работающими с этой сложной, построенной на ассоциациях, темой в самых разнообразных техниках и практиках: живопись, графика, видеоарт, перформанс, фотография, бук-арт, скульптура, керамика.
Выставка объединила произведения 14 авторов из Калининграда, Москвы, Санкт-Петербурга, в том числе работы из медиаколлекции ГМИИ им. А.С. Пушкина и собрания Калининградского областного музея изобразительных искусств.
Сквозной метафорой проекта выбрано «зеркало дальнего вида». В автомобиле оно позволяет человеку двигаться вперед без потери контроля, приближая то, что секунду назад стало прошлым. Это «зеркало» роговицы и хрусталика — двух линз человеческого глаза, который меняет фокус зрения на дальние и ближние расстояния. И, конечно, это внутреннее зеркало каждого, хранящее «красоту в глазах смотрящего». По словам специалиста в области когнитивных наук Татьяны Черниговской, наша память не систематизирована — «она не кладовка, не чулан, не библиотека», и для осмысленного запоминания нам важны ассоциации. Что и предлагают сделать кураторы проекта: включиться в сложное и противоречивое восприятие мира, найти свой «восковой оттиск» в работах художников.
В чем отражается и находит свое убежище память детства, печаль о друге (Александра Митлянская)? Насколько живописны дневники воспоминаний, абстрактны ли образы жизни (Елена Губанова и Иван Говорков)? Как сохранить тайну (Валерий Корчагин)? Возможно ли приблизить события прошлого и не утратить яркость встреч и ясность зрения (Алёна Кирцова)? Тревожат ли подробности воспоминаний при долгом всматривании в себя (Маргарита Росчерк), неторопливом созерцании утрат (Олег Костюк)? Восполнимы ли потери (Евгений Малышев)? Возможны ли мечты о прошлом или ностальгия по будущему (Наталья Степанюк)? Хранят ли память города и каков он — личный памятник каждому из впечатлений (Денис Тихомиров)? Можно ли вернуть людям прошлое, ставшее плоским, далеким, забытым (арт-группа «Нежные бабы»)? Как услышать себя (Валерий Орлов)?
Выставка «Зеркало дальнего вида» — лишь прикосновение к теме памяти; в этом зеркале сквозь работы художников мы можем увидеть и выхватить из прошлого пережитые нами мгновения, состояния, истории, травмы, воспоминания. Этот проект о каждом из нас, поскольку «мы — это наша память» (Т. Черниговская).
Выставка проводится в рамках программы Балтийского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина «Наследие в актуальном контексте», направленной на осмысление и сохранение уникальной истории и культуры города, в котором мы живем и работаем, который любим и изменяем, создавая ценное и интересное для его жителей и гостей.
Елена Цветаева