Зеркало дальнего вида

3| АЛЕКСАНДРА МИТЛЯНСКАЯ

ДРУЗЬЯ УВЕ
2013. Одноканальная видеоинсталляция, цвет, без звука, 03’20”
Работа приобретена при поддержке Дарии Караваевой
Предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина
А.М.: «Зритель наблюдает за тем, что происходит за окном большой и уютной комнаты: время от времени к кормушке прибегает белка, прилетают дрозды и дятел. Они — друзья Уве, скованного немощью хозяина, которого зритель так и не увидит. Долгие часы, проводимые Уве в пространстве, ограниченном стенами и окнами, выходящими в сад, не изолировали его от внешнего мира. Ежедневные посещения друзей и ожидание встречи поддерживают в нем надежду».
КОГДА Я ДОМА ОДНА
2020. Одноканальная видеоинсталляция, цвет, 03’19’’
Предоставлено художником
Фильм «Когда я одна дома» был снят карантинной весной 2020 года, когда все остались дома, оказались предоставлены сами себе и наконец смогли оглядеться. Героями фильма Александры Митлянской стали разные предметы, тесно расставленные в ее гостиной на старом комоде. Для интерьеров советского и раннего постсоветского периодов были характерны так называемые сервантики застоя — по определению историка и антрополога Сергея Ушакина. Если проводить аналогию с этими хранилищами мещанских слоников, сервизов, хрусталя, то Митлянская в 2020 году создает если не стол карантина, то стол безвременья. На этом столе живут вещи разных эпох из разных стран, какие-то вещицы нам даже знакомы. Точнее будет назвать их «безделушками», то есть вещами, которые по разным причинам вдруг лишились своих изначальных функций, и теперь их можно наделить каким угодно значением. Или же они выберут себе роли сами. В кадре все эти предметы начинают жить своей жизнью: вдруг начинает крутиться волчок, раскачиваться деревянная груша, мигать зеркальным глазом лошадка, заяц, потерявший заводной ключ, — бить лапкой. Словно они привыкли к тому, что их хозяйка всегда дома и можно не бояться.

Александра Артамонова

Александра Митлянская (р. 1958), Москва

Живописец, график, видеохудожник. Окончила художественный факультет Московского полиграфического института. Стипендиат Берлинской академии искусств (1995), номинант Премии Кандинского (2017), стипендиат Фонда Иосифа Бродского (2019−2020), резидент Американской академии в Риме (2019). Автор видеофильмов и многоканальных видеоинсталляций, в которых время, его протяженность в визуальном восприятии человека есть основная составляющая. Наиболее значительные персональные выставки состоялись в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Cаратовском Государственном художественном музее имени Радищева, Государственном музейно-выставочном центре РОСФОТО (Санкт-Петербург), Московском музее современного искусства. Работы находятся в собраниях Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, ГЦСИ (Москва), Государственного центра фотографии РОСФОТО, Денверского музея современного искусства, а также в собраниях областных музеев и художественных галерей России.