Зеркало дальнего вида

10| ВАЛЕРИЙ КОРЧАГИН

ДНЕВНИК ОХОТНИКА
1991. Книга художника, чернильница, 19,5×13×3,5 см
Предоставлено художником
В.К.: «Эта книга художника — часть большого проекта «Шерсть и картофель», в основе которого наряду с художественным вымыслом и мистификацией лежит реальная история. Она начинается со старого архива, найденного мной на чердаке заброшенного дома в одном из российских регионов. Бумаги принадлежали советскому крестьянину Ивану Скотинину, который занимался сельским хозяйством. Однако после детального изучения архива я стал предполагать, что Иван Скотинин — вымышленное лицо. Под этим именем скрывался другой человек. В ходе расследования и реконструкции событий возникло убеждение, что владелец архива не кто иной, как Скотт Эванс — американский художник ирландского происхождения. Он попал в Россию случайно, чудом избежав гибели после кораблекрушения. Здесь он начинает заниматься овцеводством и выращиванием картофеля и случайно открывает формулу скрещивания компонента волосяной регенерации овечьей шерсти с картофельным грибком фитофтороза. Дневник охотника — это художественный артефакт, своеобразная реконструкция личного дневника Скотинина/Эванса».
ЗООТРОП–ДЮШАН
2011. Медиаобъект, латунное основание, ручная дрель, жестяная банка, бумага, печать 48×27×27 см
Предоставлено художником
В.К.: «В конце ХIХ века английский фотограф Эдвард Мейбридж использовал различные изображения людей и животных в своих исследованиях по превращению покадровых снимков в непрерывное движение, явившееся прототипом кинематографа. Художники кубизма и футуризма попытались объединить отдельные фазы движения в одном изображении. Я попытался оживить некоторые известные в искусстве образы с помощью зоотропа — устройства, способного „одушевлять“ статичные картинки. В данном случае это „Обнаженная, спускающаяся по лестнице“, ранняя работа Марселя Дюшана. Он использовал образ женщины, спускающейся по лестнице: в нагромождении геометрических фигур с трудом угадывается женский силуэт и словно вмонтированные в него лестничные ступени. Благодаря персистенции — способности сетчатки человеческого глаза сохранять изображения в памяти — можно наблюдать, как движение нарисованной Дюшаном фигуры преобразуется в анимационное движение. Женщина, сотню лет имитировавшая сход со ступеней, впервые стала спускаться по ним на самом деле».
НЕВОЗМОЖНАЯ КНИГА
2009. Книга художника, 23×14×2 см
Предоставлено художником
В.К.: «Невозможная книга является своеобразным символом ничтожности приобретенных знаний, тщетности погони за информацией. Это оксюморон, книга-насмешка, которую невозможно открыть в силу ее нефункциональности, на что прямо указывает название работы».

Валерий Корчагин (р. 1969), Москва

Сфера творческих интересов художника: графика, инсталляция, бук-арт. Окончил факультет искусствоведения и культурологии Уральского государственного университета и факультет повышения квалификации Уральской государственной архитектурно-художественной академии, отделение дизайна. Член Творческого союза художников России. Участник Международного объединения «Книга художника» (с 2010). Возглавлял мастерскую «Книга художника» (Мастерская книжного дизайна и графики) (2015−2018, ГЦСИ, Москва). Сооснователь музея «Книга художника» (2020, Москва). Лауреат диплома I степени в номинации «Книга художника» конкурса Ассоциации книгоиздателей России «Искусство книги. Традиции и поиск. 2011», дипломант (2016) и лауреат (2018, 2021) в номинации «Книга художника» Всероссийского конкурса «Образ книги». Работы находятся в коллекциях ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва), Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина (Москва), Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Красноярского музейного центра, Тульского историко-архитектурного музея, ГЦСИ (Москва), Российской государственной библиотеке (Москва), Российской государственной библиотеки искусств (Москва), Государственного музея В. В. Маяковского (Москва), Государственного литературного музея (Москва), Британской библиотеки (Лондон), Национальной библиотеки Ирландии (Дублин), Музее Ван Аббе (Эйндховен), в коллекции Лемменса и Стоммельса (Нидерланды), а также в частных коллекциях России, Шотландии, Австралии, Ирландии, США и др.

Фото: Владимир Крейнин