Зеркало дальнего вида

3| АЛЕКСАНДРА МИТЛЯНСКАЯ

ДРУЗЬЯ УВЕ
2013. Одноканальная видеоинсталляция, цвет, без звука, 03’20”
Работа приобретена при поддержке Дарии Караваевой
Предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина
А.М.: «Зритель наблюдает за#nbsp;тем, что происходит за#nbsp;окном большой и#nbsp;уютной комнаты: время от#nbsp;времени к#nbsp;кормушке прибегает белка, прилетают дрозды и#nbsp;дятел. Они#nbsp;— друзья Уве, скованного немощью хозяина, которого зритель так и#nbsp;не#nbsp;увидит. Долгие часы, проводимые Уве в#nbsp;пространстве, ограниченном стенами и#nbsp;окнами, выходящими в#nbsp;сад, не#nbsp;изолировали его от#nbsp;внешнего мира. Ежедневные посещения друзей и#nbsp;ожидание встречи поддерживают в#nbsp;нем надежду».
КОГДА Я ДОМА ОДНА
2020. Одноканальная видеоинсталляция, цвет, 03’19’’
Предоставлено художником
Фильм «Когда я#nbsp;одна дома» был снят карантинной весной 2020 года, когда все остались дома, оказались предоставлены сами себе и#nbsp;наконец смогли оглядеться. Героями фильма Александры Митлянской стали разные предметы, тесно расставленные в#nbsp;ее#nbsp;гостиной на#nbsp;старом комоде. Для интерьеров советского и#nbsp;раннего постсоветского периодов были характерны так называемые сервантики застоя#nbsp;— по#nbsp;определению историка и#nbsp;антрополога Сергея Ушакина. Если проводить аналогию с#nbsp;этими хранилищами мещанских слоников, сервизов, хрусталя, то#nbsp;Митлянская в#nbsp;2020 году создает если не#nbsp;стол карантина, то#nbsp;стол безвременья. На#nbsp;этом столе живут вещи разных эпох из#nbsp;разных стран, какие-то вещицы нам даже знакомы. Точнее будет назвать их#nbsp;«безделушками», то#nbsp;есть вещами, которые по#nbsp;разным причинам вдруг лишились своих изначальных функций, и#nbsp;теперь их#nbsp;можно наделить каким угодно значением. Или#nbsp;же они выберут себе роли сами. В#nbsp;кадре все эти предметы начинают жить своей жизнью: вдруг начинает крутиться волчок, раскачиваться деревянная груша, мигать зеркальным глазом лошадка, заяц, потерявший заводной ключ,#nbsp;— бить лапкой. Словно они привыкли к#nbsp;тому, что их#nbsp;хозяйка всегда дома и#nbsp;можно не#nbsp;бояться.

Александра Артамонова

Александра Митлянская (р. 1958), Москва

Живописец, график, видеохудожник. Окончила художественный факультет Московского полиграфического института. Стипендиат Берлинской академии искусств (1995), номинант Премии Кандинского (2017), стипендиат Фонда Иосифа Бродского (2019−2020), резидент Американской академии в#nbsp;Риме (2019). Автор видеофильмов и#nbsp;многоканальных видеоинсталляций, в#nbsp;которых время, его протяженность в#nbsp;визуальном восприятии человека есть основная составляющая. Наиболее значительные персональные выставки состоялись в#nbsp;Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Cаратовском Государственном художественном музее имени Радищева, Государственном музейно-выставочном центре РОСФОТО (Санкт-Петербург), Московском музее современного искусства. Работы находятся в#nbsp;собраниях Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, ГЦСИ (Москва), Государственного центра фотографии РОСФОТО, Денверского музея современного искусства, а#nbsp;также в#nbsp;собраниях областных музеев и#nbsp;художественных галерей России.