25.12.2022
23.04.2023
Ежедневно
10:00–19:00
Калининград,
проспект Победы, 5 А
О ВЫСТАВКЕ
Проектом «Пульсирующее многоточие» Балтийский филиал Пушкинского музея открывает новое выставочное пространство.

Экспозиция разворачивается как метафора неопределенности человеческого существования. Она вовлекает нас в изменчивую драматургию света и звука, напоминая о том, что человек одной с ними природы: в нас бьется пульс, вибрируют голосовые связки, мы едва дышим и содрогаемся от того, что нас глубоко трогает. Но всё – ненадолго. Яркое вскоре бледнеет, громкое умолкает, целое может лежать в осколках. Произведения на выставке, как маяки, разбросанные по балтийскому побережью, сигнализируют о крайне важном: о ценности быстротечной жизни, о времени, что разводит нас и сводит вновь – чужими, «о болезненно-прекрасной тоске по счастью» (Флориан Иллиес).
Подпишитесь на наши социальные сети, чтобы следить за новостями выставки.
ПЛАН ВЫСТАВКИ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Каспар Давид Фридрих (1774–1840)

Двое мужчин на берегу моря

Германия. 1830–1835

Бумага, кисть, сепия карандаш

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Герои Фридриха замерли на берегу моря… Это тот драгоценный момент, когда они открывают себя миру, а мир вливается в них. Художник прекрасно передает переживание современного человека: вовлеченность в окружающую действительность и дистанцию от нее, одиночество и оставленность, а с другой стороны – постоянное романтическое стремление к чему-то и томление. Фридрих идеально визуализирует сегодняшнее положение человека в мире.
Особенно хорошо Каспар Давид Фридрих раскрывается в местах, где он родился: Грайфсвальд, южный берег Балтики, север Германии, плоские равнины, песок и дюны, северное море, уходящее до горизонта, серое, монотонное, с барашками. Это то самое море, которое мы видим в Кёнигсберге/Калининграде. Когда смотришь на пространство Фридриха, кажется, что оно еще и звучит. Это тихий, но нереальный звук, который наполняет и тебя, и окружающую пустоту.
Вернуться к плану выставки

Арт-группа «Синий суп»

(Алексей Добров, Даниил Лебедев,

Александр Лобанов)

Аврора

Россия. 2020

Видеоинсталляция

Цвет, звук. 10'11''

Звук: Андрей (OID) Антонец при участии Егора Сухарева

Собственность авторов



Аврора (лат. Aurora – «утренняя заря», от aura – «предрассветный ветерок») – античная богиня утренней зари, приносящая дневной свет. Светило в одноименной видеоинсталляции арт-группы «Синий суп» летит за предрассветный горизонт сквозь ветер перемен, завораживая и приводя нас в трепет магическим звуком и пылающим хвостом. Комета – космический маяк, символ оторванности от суеты – будто зависла между темным прошлым и непредсказуемым будущим. Стоя на самом краю подиума, напоминающего смотровые площадки балтийского побережья, мы, как персонажи Каспара Давида Фридриха, созерцаем ослепительное мгновение и хотим, чтобы оно длилось бесконечно. И Аврора будет лететь так всегда – прекрасная и бесконечно далекая. Можно загадать заветное желание: сбудется ли оно, если звезда так никогда и не упадет?
Вернуться к плану выставки

Александр Матвеев,

Евгений Милованов,

Сергей Михайлов

Три точки, три тире, три точки

Россия. 2022

Медиаинсталляция

Фото, звук, текст

Собственность авторов

Инсталляция состоит из нескольких элементов, взаимодействующих друг с другом и говорящих на языке разных медиа. В лайтбоксах представлены обработанные изображения шести маяков балтийского побережья. К каждому прилагается буклет с фотографиями Александра Матвеева, фиксирующими ландшафтный, исторический и архитектурный контексты, в которые вписан маяк. Визуальные образы дополняет звуковое сопровождение – музыка Евгения Милованова и литературный текст Сергея Михайлова.
Эта коллективная работа появилась в результате художественного исследования, проведенного авторами в ходе поездок на маяки. Экспедиция пришлась на последние числа ноября – переход от осени к зиме. Всё засыпало. И состояние природы, которая сбросила с себя временные красоты и обнажила суть, определило минималистичный стиль инсталляции: строгие черно-белые фото, piano ambient noise, слабый голос, произносящий реплики. Зрителя это затягивает и удерживает – лицом к лицу с маяком, его скульптурным двойником.
Действительно, маяк и человек подобны. Они представляют собой вертикаль, организующую пейзаж, но отстраненную от него как нечто самостоятельное. Об этом фатальном одиночестве рассказывает проект, посвящённый маякам. Переходя от одного лайтбокса к другому, можно проследить движение истории: маяки пришли на смену звездам и сигнальным кострам, а теперь сами уходят в прошлое и становятся музейными объектами. Они остаются белесыми силуэтами в нашей памяти, но продолжают посылать в безмолвную темноту свет и позывные – в надежде, что нам это всё еще нужно.
Проект реализован при поддержке Балтийского флота, Музея Мирового океана и национального парка «Куршская коса».
Вернуться к плану выставки

Дмитрий Булныгин

Аквариум

Россия. 2015

Медиаинсталляция, мэппинг

Цвет, звук. 7'40''

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Работа приобретена благодаря поддержке Зои Галеевой




Инсталляция с помощью технологии видеомэппинга на параллелепипед создает иллюзию наклоненного аквариума, наполненного рыбой. Уровень воды в аквариуме периодически падает с большой скоростью. Рыба хаотично мечется и в паузах между чередованиями уровня пытается занять место у кромки воды, позволяющее глотнуть порцию кислорода. Когда рыба оказывается в пустом аквариуме, вода возвращается и вновь наполняет резервуар до краев.
Работа – аллегория земной жизни: перед нами как будто проносится история человечества, которое стремительно приумножает и поглощает то, что необходимо ему для жизни. Аквариум символизирует грезу, доступную человеку не иначе как через стекло. В современных жилищах аквариумы с экзотическими рыбами – своего рода окна в грезу. И в более широком смысле предметы, помещенные под стекло (например, витрины магазина или музея), оказываются изолированными в сфере памяти и воображения.

Вернуться к плану выставки

Арт-группа «Нежные бабы» 

(Александра Артамонова,

Евгения Лаптева)

На счастье

Россия. 2022

Видеоинсталляция

Ч/б, звук.

Собственность авторов



Люди на берегу, море, повторяющееся и доведенное до абсурда бытовое действие – частый мотив видеоработ арт-группы. Визуальный ряд перформанса «На счастье» чем-то похож на романтические пейзажи Каспара Давида Фридриха: обрыв, морская гладь, солнце, которое еще не зашло за линию горизонта. Только вместо мужских фигур – две молодые женщины в черных платьях.
В контражуре закатного солнца женщины раз за разом (эффект зацикленного видео) разбивают о камни белые тарелки, провожая каждую криком. Обычно о случайно разбившейся посуде говорят: «Это к счастью». Но о чем говорит этот брутальный жест, когда ее разбивают намеренно? О желании, чтобы счастье наконец настало? Об отчаянии: «Счастья нет, и гори оно всё…»? Или это морячки (актуальная региональная тема), призывающие своих возлюбленных, так и не вернувшихся с моря?
И что скажет турист, ставший случайным свидетелем перформанса? Он искал красивый вид и нашел его, а вместе с ним – и белоснежные осколки на поверхности, которая оказалась вовсе не каменистым берегом, а крышей бывшего дота.
Вернуться к плану выставки

Территория эха

Кабинет графического звука

Россия. 2022

Материалы международной антологии Homo Sonorus

Из архива Дмитрия Булатова




Кабинет графического звука – это экспозиция работ представителей международной саунд-поэзии, малоизвестного феномена современного искусства. Представлена коллекция звуковых произведений 120 поэтов из 25 стран мира (mp3, realaudio-режимы), работающих в этом жанре и смежных аудио-арт направлениях. Теоретическая база архива состоит из иллюстрированных статей ведущих саунд-поэтов и исследователей этого направления, посвященных проблематике жанра и становлению национальных звуковых школ. Теоретики искусства связывают возникновение саунд-поэзии с итальянским и русским футуризмом, а также с движением дада. Если футуристы и дадаисты изолировали слова из их окружения, чтобы характер стиха определялся тонусом отдельных слов, то современные саунд-поэты делают следующий шаг, изолируя отдельные звуки и создавая рассредоточенные звуковые поля. Их произведения можно рассматривать как гибридную форму, композицию которой создают сгенерированный компьютерный материал, темп и ритм звучаний, паузы и неожиданные фонетические акценты. Построенное таким образом произведение находится на грани поэзии и музыки, представляя собой сложную структуру в форме звуковой симфонии. Все аудиозаписи, графические партитуры и теоретические статьи являются частью единой коллекции и были опубликованы ГЦСИ Калининград в виде международной антологии Homo Sonorus.
Вернуться к плану выставки

Мария Кохановская

Выживание

Россия. 2022

Лэнд-арт-инсталляция

Колосняк песчаный

Собственность автора

Проект фокусируется на идее ценности жизни и значимости природы для выживания человечества в контексте сегодняшних вызовов. В инсталляции задействовано живое растение – колосняк песчаный (Leymus arenarius (L.) Hochst).
В древности в Исландии этот злак использовался для получения муки и выпекания хлеба. Особенно важную роль он играл во время малого ледникового периода, когда зерно экспортировали и позволить себе пшеницу могли только богатые люди. С XIX века колосняк иначе помогает человечеству выжить: его высаживают на движущиеся пески – дюны, береговые склоны, чтобы закрепить их. Колосняк и другие растения-песколюбы не давали повториться событиям, подобным песчаной катастрофе на Куршской косе, где под песком было погребено 14 деревень.
Сегодня в контексте глобального потепления и нарастания частоты экстремальных явлений такое свойство колосняка имеет особое значение. Изменение климата особенно губительно для хрупких прибрежных экосистем, а штормы в Калининградской области, как отмечают ученые, с каждым годом всё чаще и разрушительнее.
Проект включает три этапа реализации.
Осень: подготовлено место посадки и выкопаны части корневищ растений колосняка песчаного, произрастающих на месте несуществующей ныне рыбацкой деревни Хаффштром.
Осень-весна: растения высажены у входа в Балтийский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина. При посадке использована символика лодки, связанной в традиционной культуре и с рождением новой жизни, и со смертью. Начат сезонный уход.
Лето-осень: созревшие колосья будут скошены и обмолочены, чтобы получить муку и выпечь хлеб.
Вернуться к плану выставки

Борис Шершенков

Восемь склянок

Россия. 2022

Аудиоинсталляция

Звук

Собственность автора

Сайт-специфическая аудиоинсталляция «Восемь склянок» была размещена на колокольне Калининградского областного театра кукол (бывш. Кирха королевы Луизы) с 23 декабря 2022 по 19 марта 2023. Длительность электроакустической пьесы составляет 3,5 часа, и «склянки» отбивались каждые полчаса ежедневно с 12:30 по 16:00. Здесь вы можете услышать их звучание без получасовых промежутков.

Электроакустическая пьеса «Восемь склянок» работает с особой временной формой морского исчисления времени, «склянками» – получасовыми интервалами хода песочных часов, сгруппированными в четырёхчасовой период. Каждая «склянка» соответствует одному веку богатейшей истории Кёнигсберга/Калининграда.
Даты 32-х ключевых городских событий и временные интервалы между ними, от основания первой тевтонской крепости на месте города в 1255 году и до появления современного эксклава, с помощью специальных алгоритмов превращаются в тембры корабельного колокола – рынды, маяка времени и звукового символа освоения Балтийского региона.
Войны и союзы; оккупации, депортации и переселения; культурные, технические и политические достижения; приобретения и потери города сонифицируются через гармонические соотношения колокольных ударов, смешиваются со звуками города и наслаиваются друг на друга подобно различным временным пластам, заметным в городской среде.
Вернуться к плану выставки
АВТОРЫ И ХУДОЖНИКИ
  • Илья Доронченков
    Москва – Санкт-Петербург

    Заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина по научной работе, профессор Европейского университета в Санкт­-Петербурге (факультет истории искусств), кандидат искусствоведения. С 1987 по 2019 год преподавал в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Приглашенный профессор университета Браун (Провиденс, Род Айленд, США) – 2002–2003, 2006, 2007, 2010; университета Альберта Людвига, (Фрайбург, Германия) – 2008; Венецианского международного университета (Венеция, Италия) – 2015.
  • Арт-группа «Синий суп» (Алексей Добров, Даниил Лебедев, Александр Лобанов)
    Москва
    Основана в 1996 году. Работает в жанре видео-арта и компьютерной анимации, создает минималистичные фильмы и видеоинсталляции – «видеоскульптуры»,
    в которых исследуются языки изобразительного искусства, кино и литературы. Участник многих проектов и выставок, в том числе Russia! в Музее Гуггенхайма (Нью-Йорк, 2005), Art Unlimited (Базель, 2007), Триеннале российского современного искусства в Музее современного искусства «Гараж» (Москва, 2017) и «Синий Суп. XXI» в Фонде культуры «ЕКАТЕРИНА» (Москва, 2017). Лауреат Государственной премии в области современного искусства «Инновация» (2007), финалист Премии Кандинского (2008, 2016). Избранные работы арт-группы вошли в «Антологию российского видео-арта». Работы хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Московского музея современного искусства, Музея современного искусства в Страсбурге.
  • Александр Матвеев
    Калининград
    Фотограф, художник, член Калининградского Союза фотохудожников.
    В творчестве фокусируется на природных и городских ландшафтах. Участник проекта по развитию трансграничной природной территории Виштынецкое озеро – Роминтская пуща и Первой триеннале российского современного искусства в категории «Верность месту» в Музее современного искусства «Гараж» (Москва). Штатный фотограф-художник Калининградского областного музея изобразительных искусств.
  • Евгений Милованов
    Калининград
    Композитор, певец, саунд-артист. Автор музыки для кинофильмов «Волчица» и «Путь лосося», треков для игры Dancing Line и других приложений. Работал в проектах «Комитет охраны тепла», Ramriders, Brodsky в качестве звукоинженера и бэк-вокалиста. Незаменимый вдохновитель импровизационного трио «ЖЖЖ». Неоднократный участник Фестиваля саунд-арта и экспериментальной музыки Sound Around Kalininirad. Актер Калининградского областного музыкального театра.
  • Сергей Михайлов
    Калининград
    Поэт, переводчик, член Союза российских писателей. Участник литературных фестивалей и культурных проектов в России и за рубежом. Автор шести книг (проза, поэзия). Редактор и составитель трех антологий современной калининградской литературы. Переводчик статей в нескольких антологиях современного искусства. Произведения опубликованы в сборниках, журналах и альманахах, переведены на несколько европейских языков.
  • Дмитрий Булныгин
    Новосибирск – Москва – Париж
    Художник, стоявший у истоков медиаискусства в России. В 2013 году начал создавать мультимедийные инсталляции с использованием технологии мэппинга. Произведения демонстрировались в рамках многочисленных персональных и групповых выставок, в том числе в Музее современного искусства PERMM (Пермь, 2016), Центре современного искусства «Заря» (Владивосток, 2015), Мультимедиа Арт Музее (Москва, 2015). Номинант Государственной премии в области современного искусства «Инновация» (2017) и Премии Кандинского (2011), обладатель первого приза Медиафорума в рамках Московского международного кинофестиваля (2003, 2005). Работы хранятся в собраниях Мультимедиа Арт Музея (Москва), Центра Жоржа Помпиду (Париж), Музея современного искусства «Киасма» (Хельсинки) и других музеев.
  • Арт-группа
    «Нежные бабы»
    (Александра Артамонова, Евгения Лаптева)
    Калининград
    Основана в 2008 году. Последовательно занимается гендерной проблематикой. В своих артистических практиках использует перформанс, акционизм и видео. Участник многих проектов и выставок, среди которых «Она была красива, как русский пейзаж» в Музее современного искусства PERMM (Пермь, 2022), Триеннале современного искусства в Музее современного искусства «Гараж» (Москва, 2017), Пусанская биеннале современного искусства (Южная Корея, 2012).
  • Дмитрий Булатов
    Калининград
    Художник, теоретик искусства, куратор. Его произведения были представлены на многочисленных персональных и групповых выставках, в том числе на 49-й и 50-й Венецианских биеннале (2001, 2003), Ars Electronica (2002). Член редакционных советов журналов “DOC(K)S” (Франция) и “NOEMA” (Италия). Дважды лауреат Государственной премии в области современного искусства «Инновация» (2008, 2013). В 2014 году был номинирован на «Золотую Нику» одной из самых известных и старейших ежегодных премий в области электронного и интерактивного искусства Ars Electronica (Австрия) в разделе Visionary Pioneers of Media Art.
  • Мария Кохановская
    Калининград
    Преподаватель, специалист в области экологического образования, кандидат географических наук. Окончила Калининградский государственный университет (географический факультет). Тема диссертационного исследования: «Роль экологического сознания
    в социоэкосистеме Калининградской области». Участница стипендиальной программы имени Лейна Киркланда в Университете имени Адама Мицкевича (Познань). Автор ряда публикаций по вопросам экологии, гендерной проблематике; участница региональных и международных конференций.
  • Борис Шершенков
    Санкт-Петербург
    Художник, исследователь, кандидат технических наук, конструктор музыкальных инструментов. Разрабатывает новые методологии
    в технологическом и звуковом искусстве, объединяя современные технологии
    и медиаархеологические исследования. Занимается разносторонней деятельностью в сфере экспериментальной музыки и саунд-арта.
    Автор звуковых инсталляций и перформансов, куратор концертных программ, выставок и образовательных проектов. Как музыкант активно работает
    в направлениях лайв-электроники и электроакустической импровизации сольно и в коллаборациях с российскими и зарубежными музыкантами.
КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Даниил Лебедев, арт-группа «Синий суп»
Александр Матвеев, Евгений Милованов, Сергей Михайлов
Валентина Колесникова
Арт-группа «Нежные бабы» (Александра Артамонова, Евгения Лаптева)
Валентина Колесникова
Зинаида Шершун
Валентина Колесникова
Александра Кораблёва
Зинаида Шершун
Анна Гор
Валентина Колесникова
Дмитрий Булатов
Александра Кораблёва
Зинаида Шершун
Валентина Колесникова
Борис Шершенков
Илья Доронченков
Вадим Чалый
Валентина Колесникова
Зинаида Шершун
Валентина Колесникова
Зинаида Шершун
Зинаида Шершун
Валентина Колесникова
Александра Кораблёва
Зинаида Шершун
Мария Кохановская
Александра Кораблёва
Илья Дементьев
Сергей Михайлов
Данил Акимов
Дарья Панайотти
Дарья Панайотти
Валентина Колесникова
Женя Чайка
Александра Кораблёва
Валентина Колесникова
Женя Чайка
Александра Кораблёва
Елена Цветаева
Валентина Колесникова
ЛЕКЦИИ
Лекция Ильи Доронченкова «Каспар Давид Фридрих: портрет на фоне пейзажа»
16 февраля 2023 года
Лекция Ильи Доронченкова «Первый русский куратор: ранние выставочные проекты Сергея Дягилева»
17 февраля 2023 года
Лекция Ильи Дементьева
«Стёртая память? В поисках мест памяти европейского
романтизма в Кёнигсберге/Калининграде»
24 марта 2023 года
Проект реализован
ООО «КТСХ-Сервис»
ООО «Второй парк»
КОНТАКТЫ
Калининград,
проспект Победы, 5 А