Проект посвящен памяти хранительского подвига ГМИИ им. А.С. Пушкина в годы Великой Отечественной войны и приурочен к 80-летию Победы. Экспозиция включает 90 отпечатков фотографий, 89 из которых авторства художника-пикториалиста Николая Ивановича Свищова-Паолы (1874–1964), отразивших разрушения и восстановление Пушкинского музея. Дополняют экспозицию копии исторических документов, четыре видеоинсталляции современного калининградского художника Артёма Терентьева и фильм, созданный специально для проекта.

Название проекта отсылает к термину «светопись», предложенному Сергеем Левицким, одним из первых российских фотографов. Это буквальный перевод греческого слова «фотография» (от греч. phos, photos — «свет» и grapho — «пишу»). По мнению кураторов, термин, появившийся на заре фотографии в России, в точности раскрывает замысел мемориального проекта.
Снимки Свищова-Паолы, документирующие состояние музея в 1944 году, одновременно трагичны и лиричны. Художник как будто ставил перед собой задачу запечатлеть естественный, ничем не сдерживаемый свет, проникавший сквозь разбитые окна и стеклянные перекрытия. С одной стороны, свет напоминает об утрате: не будь разрушений, он не играл бы так ярко в залах музея. С другой — само его присутствие дарит надежду на возвращение былого порядка.

Экспозиция выстроена в соответствии с этой логикой. Первая часть рассказывает об ущербе, нанесенном войной музею, и о том, как сохранялась Цветаевская коллекция слепков, которую в силу хрупкости и монументальности экспонатов невозможно было эвакуировать. Во второй части представлены фотографии, запечатлевшие восстановительные и реставрационные работы, а также реэвакуацию фондов Пушкинского музея.
Реставрационные работы
Реставрационные работы
Слепки Цветаевской коллекции
Талая вода в помещениях музея
ПРЕСС-РЕЛИЗ
КОНТАКТЫ
Калининград,
проспект Победы, 5А