Фото – Лев Лучин.
Выставка видеоработ «Замедление»
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина (Калининград, Россия) представляет выставку «Замедление», приуроченную к двадцатитрехлетию филиала. Экспозиция, составленная кураторами и исследователями филиала, включает работы российских и зарубежных художников, которые пытаются переосмыслить понятия времени и уединения, ищут новые способы переживания повседневности и пространства, а также исследуют невидимые связи, которые объединяют людей и технологии. «Замедление» составлено таким образом, что каждый из кураторов представляет направление, которым занимается в рамках художественной деятельности Балтийского филиала.
Открывает выставку видеоработа «Частности» (2020), созданная куратором и руководителем филиала Еленой Цветаевой совместно с художником Валерием Орловым, поэтом Сергеем Михайловым, режиссером Сергеем Корнющенко и звукооператором Игорем Кобышем. Именно видео «Частности» говорит не только об ином способе проживания той самой минуты, но и о новом, более интимном опыте социальности в «эпоху разъятий».
На примере работ «Ясное» (2006) группы «Общее вздрагивание», «Как я сюда попал?» (2010) Александра Подопригорова и «Отче наш» (2006) Юрия Васильева куратор, заместитель заведующего Балтийским филиалом Евгений Уманский и художник, арт-критик, сотрудник филиала Александра Артамонова размышляют о том, как историческое прошлое территории влияет на художественный метод калининградских авторов.
Юлия Бардун, куратор, заместитель заведующего Балтийским филиалом, представляет работы «Три белых холодильника на Московском проспекте» (2013) группы «Topp & Dubio» (Нидерланды) и «Транссибирский ковчег» (2018) российской группы «Нежные бабы». Представленные работы с одной стороны являются размышлением о миграционных процессах, переосмыслении времени, о дистанции и движениях, с которыми мы столкнулись в последние месяцы, а с другой отражают приоритеты деятельности Балтийского филиала – переосмысление местного культурного, исторического и социального наследия, городской среды, поддержку и развитие современного искусства.
Часть экспозиции посвящена исследованию такого направления искусства, как «глубокие медиа» («deep media art»), работающего на стыке философии и науки. Работам, выполненным именно в рамках этого направления, отдал предпочтение художник, теоретик искусства, куратор, специалист отдела художественных программ и творческих проектов Балтийского филиала Дмитрий Булатов. Он приглашает посмотреть три видео: «Истоки жизни» (2010–2016) Адама У. Брауна (в соавторстве с Робертом Рут-Бернстайном) (США), «Гость» (2019) автора, работающего под псевдонимом ::vtol:: (Россия), и «Моясвязь» (2013) Саши Спачала, Мириана Швагели и Анила Подгорника (Словения).
Ирина Чеснокова, куратор, специалист отдела художественных программ и творческих проектов Балтийского филиала, демонстрирует, как паблик-арт-инсталляция становится метафорой человеческого одиночества и представляет вниманию зрителей контекстную видеоинсталляцию Юрия Васильева «Зал ожидания» (2012), которая была создана специально для Южного вокзала Калининграда и вписана в пространство реального зала ожидания.
Данил Акимов, художник, куратор, специалист отдела художественных программ и творческих проектов Балтийского филиала, предлагает послушать работу «Urban Audio» немецкого художника Флориана Тюрке, посвященную способам акустического восприятия городской среды. Художник на протяжении 14 лет создает инструменты, преобразующие окружающий шум в музыкальное звучание.
В рамках направления по поддержке и развитию локального молодого современного искусства Надежда Блажко, куратор, ведущий специалист отдела художественных программ и творческих проектов Балтийского филиала, демонстрирует работы молодых художников Александра Вожыча «Человеческий редуктор» (2020) и Натальи Тихоновой «Иногда ведет себя так странно» (2019), посвященные замедлению и осмыслению пространства.
Впервые подборка видеоработ «Замедление» была представлена летом 2020 года в рамках онлайн проекта Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина «Сто способов прожить минуту».
Соорганизатор: галерея «Розенау»
Место проведения: галерея «Розенау», г. Калининград, ул. Аллея Смелых, 80.
Режим работы: с 17.00 – 20.00
12+
Вход свободный
Выставка видеоработ «Бывшие вещи»
Министерство культуры Российской Федерации Балтийский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГЦСИ Калининград)
Выставка «Бывшие вещи. Художники Александра Митлянская (Москва) - видео, Евгений Уманский (Калининград) – скульптура»
Даты проведения: 16 декабря 2020 – 10 января 2021
Выставка открыта для просмотра с 16 декабря
Место проведения: Музей-квартира «Altes Haus», г. Калининград ул. Красная, 11
Организаторы: Автономная некоммерческая организация «Музей городской жизни», Балтийский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГЦСИ Калининград)
Кураторы: Александра Артамонова, Александр Быченко, Елена Цветаева
Время работы: понедельник – суббота. Подробное расписание на сайте https://alteshaus.ru
Выставка проводится в рамках общегородского музейного проекта «Фестиваль музейных мистерий» Балтийский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина совместно с музеем-квартирой «Altes Haus» представляют выставку «Бывшие вещи», в которую вошли видеоработы Александры Митлянской и скульптурные композиции Евгения Уманского. Работы, составляющие выставку «Бывшие вещи», посвящены самому «обычному» миру — тому, что окружает нас в наших же квартирах: здесь в фокусе то самое близкое, домашнее, «вещное», которое располагается на расстоянии вытянутой руки.
Видеоработы и объекты размещены в пространстве музея-квартиры немецкого быта «Altes Haus»: ее аутентичный интерьер, оригинальная мебель и предметы старинного обихода позволяют посетителям заглянуть в прошлое и представить себя жителем уже несуществующей эпохи и территории. Здесь зритель встречается с предметами, о назначении которых современному человеку трудно догадаться: все экспонаты — это подлинные вещи ушедшей эпохи, найденные на старых чердаках, купленные на блошиных рынках и европейских аукционах. Важно, что и сами экспонаты, и работы художников — это именно что бывшие вещи, то есть предметы больше ни для чего (и ни для кого) не предназначенные, утратившие свое значение.
В разговоре о работах Митлянской важно понимать, что практически всегда мы имеем дело с поэтизацией повседневности: в своих герметичных и медитативных видеоисториях художница делает главными действующими лицами те предметы и явления, которые окружают нас, но на которые мы часто не обращаем внимание. Одна из главных работ экспозиции — фильм «Когда я одна дома» — была снята этой карантинной весной, когда все остались в собственных квартирах, оказались предоставлены себе и, наконец, смогли оглядеться. Героями фильма Александры Митлянской стали разные предметы, тесно расставленные в ее гостиной на старом комоде. Для интерьеров советского и раннего постсоветского периода были характерны так называемые «сервантики застоя» — по определению историка и антрополога Сергея Ушакина. Если проводить аналогию с этими хранилищами мещанских слоников, сервизов, хрусталя, то Митлянская в 2020-м году создает если не стол карантина, то стол безвременья. На этом столе живут вещи разных эпох и из разных стран, какие-то из этих вещиц нам даже знакомы. Точнее будет назвать их «безделушками», то есть вещами, которые по разным причинам вдруг лишились своих изначальных функций и теперь их можно наделить каким угодно значением – или же они выберут себе роли сами. В кадре все эти предметы начинают жить своей жизнью: вдруг начинает крутиться волчок, раскачиваться деревянная груша, мигать зеркальным глазом лошадка, заяц, потерявший заводной ключ — бить лапкой. Словно они привыкли к тому, что их хозяйка всегда дома и можно не бояться. Секунды повседневной жизни, растянувшиеся до бесконечности, — вот еще одна, не менее важная, чем внимание к «обычному», черта поэтики Митлянской.
Евгений Уманский в своих скульптурных композициях обращается именно к «священному мусору» — поломанным довоенным металлическим и керамическим статуэткам, фигуркам, посуде, которые были им найдены на немецких свалках или куплены на городском блошином рынке. Весь этот исторический лом, свидетельство чужого, незнакомого быта, попадает к художнику будто бы на починку, которая на деле оказывается полной переделкой. И вот уже фарфоровый игрушечный младенец без рук ложится в выемку камня как в купель, как в русло высохшей реки (композиция «Купель»), лесная птица обретает человеческую голову и замирает на белой кости дерева (композиция «Гамаюн»), из неведомого леса выходит пара бронзовых оленей — с изъяном, но с «новенькими» лапами (композиция «Пара»).
Так или иначе, но вокруг каждой вещи — собственно музейных экспонатов Altes Haus, предметов, помещенных в видеоработы Александры Митлянской или фигур, составляющих скульптурные композиции Евгения Уманского — выстраивается свой нарратив разного характера: философского, исторического, библейского, мифологического.
Работы художников, рассредоточенные по комнатам музея-квартиры, зрителю еще предстоит отыскать — стать участником так называемого квеста, вступить в коммуникацию с произведениями и пространством, чтобы в конце этого приключения понять: вещи уязвимы для времени и в конечном итоге смертны, как и люди.
6+
Стоимость: 500 рублей.
Выставка «Сад расходящихся тропок»
Даты проведения: 24 декабря 2020 – 31 января 2021
Открытие: 24 декабря
Место проведения: Центр развития межличностных коммуникаций, г. Калининград, ул. Азовская, 4.
Организаторы: Балтийский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГЦСИ Калининград), Филиал Российского государственного института сценических искусств в Калининграде, Школа креативных индустрий.
Куратор: Надежда Блажко
Художники: арт-группа «Нежные бабы» (Калининград), Екатерина Быкова (Санкт-Петербург), Елена Вертикова (Польша), Дайна Пупкявичюте (Литва), Лига Спунде (Латвия), Олеся Качановская-Мюнд — Solaye Nova (Эстония).
Режим работы: понедельник — воскресенье с 12.00 до 15.00, с 1 — 11 января 2021 года — экспозиция закрыта.
Балтийский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина представляет выставку «Сад расходящихся тропок» — кураторское исследование-размышление о том, что объединяет современных художниц из Калининграда и Прибалтики. Куратор Надежда Блажко задается вопросом: как общее советское прошлое и уже совершенное другое настоящее влияют на визуальность, личную мифологию и сферу художественных интересов участниц выставки.
Название выставки отсылает к произведению аргентинского писателя Хорхе Луису Борхесу «Сад расходящихся тропок». Как и рассказ, работы художниц наполнены метафорами нелинейного времени, разнонаправленными и взаимопроникающими линиями, реальностью и одновременной ирреальностью мест и персонажей. В работах, представленных в экспозиции, переплетаются воспоминания, отсылающие нас к той стране, которой больше нет — к СССР, переплетаются судьбы героев видеоработ, которых объединяет общее прошлое, но каждый из которых проходит собственный путь к независимости.
Благодаря личным переживаниям, события и явления прошлого превращаются в символы, становятся персональной мифологией художников. Борхес пишет: «Вечно разветвляясь, время ведет к неисчислимым вариантам будущего». Если говорить о выставке, то здесь точно также время приводит к разнообразным мотивам, визуальным кодам, которые в конце соединяются в общую идею. Одной из таких «тропок» являются и вопросы феминизма, которые поднимают художницы в своих работах. Художницы стремятся освободиться от связывающих и ограничивающих социальных механизмов и через свои работы создают новые пространства свободы.
Выставка организована в рамках программы Baltic Young, которая нацелена на исследование, поддержку и развитие молодого искусства Балтийского региона, встраивание молодых авторов в международный художественный дискурс.
16+