БАЛТИЙСКИЙ ФИЛИАЛ
Государственного музея изобразительных искусств
имени А.С.Пушкина (ГЦСИ Калининград)
29.03, в 19-00
Русская музыка 2.0.
Концерт Московского ансамбля
современной музыки.
Концерт Московского ансамбля 
современной музыки

29 марта, в 19.00 @nccakaliningrad вместе с Музеем Мирового Океана @museum_ocean представляем Русская музыка 2.0. Концерт Московского ансамбля современной музыки. @m_c_m_e_ — независимый профессиональный коллектив, объединивший лучших российских музыкантов — экспертов в области современного исполнительского искусства. Созданный в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии лидера российского авангарда Эдисона Денисова МАСМ стал первым российским ансамблем, нацеленным на продвижение музыки XX—XXI веков и поддержку современных композиторов.

В Калининграде коллектив представит программу «Русская музыка 2.0», в которой прозвучат произведения современных российских композиторов: «А будто и нет тени от дуба» Елизаветы Степанец, «Marsyas» Алексея Сысоева, «Половина собаки» Антона Светличного, «Песня сторожа» Марка Булошникова и «Мы не можем это сыграть» Бориса Филановского.

12+
Стоимость билета – 500 рублей.
Билеты можно приобрести в день концерта в кассе Музея Мирового океана. Обратите внимание, что количество билетов ограничено.

Выступление Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) проходит в рамках концертного тура «Всероссийские Филармонические сезоны»​.

Фото – Лев Лучин.

Актуально
«Сад расходящихся тропок»

Кураторское исследование-размышление о том, что объединяет современных художниц из Калининграда и Прибалтики. Куратор Надежда Блажко задается вопросом: как общее советское прошлое и уже совершенно другое настоящее влияют на визуальность, личную мифологию и сферу художественных интересов участниц выставки.

В экспозиции представлены работы шести художниц: арт-группы «Нежные бабы» (Калининград), Екатерины Быковой (Санкт-Петербург), Елены Вертиковой (Польша), Дайны Пупкявичюте (Литва), Лиги Спунде (Латвия), Олеси Качановской-Мюнд — Solaye Nova (Эстония).

На экскурсии мы познакомимся с каждой из представленных работ, поговорим о перформативных практиках художниц, методах работы и способах репрезентации, вместе будем рассуждать о тех путях независимости, которыми идут художницы и из какой точки у каждой из них это странствие началось.

Экскурсии проходят каждую субботу: с 16.00 до 17.00 и с 18.00 до 19.00.
Вход свободный.

Выставка организована в рамках программы Baltic Young, которая нацелена на исследование, поддержку и развитие молодого искусства Балтийского региона, встраивание молодых авторов в международный художественный дискурс.

Организаторы выставки:
@nccakaliningrad 
Балтийский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГЦСИ Калининград)
@rgisi39 
Филиал Российского государственного института сценических искусств в Калининграде 
@creative_tech_school_kld 
Школа креативных индустрий.

На фото: кадр из фильма «Никакие благословения не причиняют вреда».
Лига Спунде, 202

Встреча в zoom с эстонской художницей Олесей Качановской-Мюнд

Мы обсудим истоки и развитие перформанса, посмотрим примеры самых известных мировых перформансов, поговорим о творчестве художницы.

Благодаря многолетнему опыту Олеси в изобразительном искусстве, музейной педагогике и реставрации, мы рассмотрим перформанс с разных сторон: и с художественной, и с функциональной, и с сущностной. В итоге поговорим о текущем положении перформанса в России и Эстонии и перспективах его развития. Мы приглашаем представителей профессионального сообщества, СМИ, а также всех интересующихся присоединиться к дискуссии в качестве слушателей с возможностью задать вопросы в общем чате.

Для участия необходимо зарегистрироваться на TimePad, трансляция пройдет на платформе zoom, а также будет организована на странице БФ ГЦСИ в Facebook. За час до начала дискуссии вы получите ссылку.

Встреча проходит в рамках выставки «Сад расходящихся тропок» — кураторском исследовании-размышлении о том, что объединяет современных художниц из Калининграда и Прибалтики. Куратор Надежда Блажко задается вопросом: как общее советское прошлое и уже совершенное другое настоящее влияют на визуальность, личную мифологию и сферу художественных интересов участниц выставки.

Партнёр встречи и со-организатор выставки: Филиал Российского Государственного института сценических искусств.

На фото: кадр из фильма Олеси Качановской-Мюнд «Экологический способ адаптации и полного присутствия в моменте», 2020 г.
Прошедшие события

Выставка видеоработ «Замедление»

Балтийский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина (Калининград, Россия) представляет выставку «Замедление», приуроченную к двадцатитрехлетию филиала. Экспозиция, составленная кураторами и исследователями филиала, включает работы российских и зарубежных художников, которые пытаются переосмыслить понятия времени и уединения, ищут новые способы переживания повседневности и пространства, а также исследуют невидимые связи, которые объединяют людей и технологии. «Замедление» составлено таким образом, что каждый из кураторов представляет направление, которым занимается в рамках художественной деятельности Балтийского филиала.


Открывает выставку видеоработа «Частности» (2020), созданная куратором и руководителем филиала Еленой Цветаевой совместно с художником Валерием Орловым, поэтом Сергеем Михайловым, режиссером Сергеем Корнющенко и звукооператором Игорем Кобышем. Именно видео «Частности» говорит не только об ином способе проживания той самой минуты, но и о новом, более интимном опыте социальности в «эпоху разъятий».


На примере работ «Ясное» (2006) группы «Общее вздрагивание», «Как я сюда попал?» (2010) Александра Подопригорова и «Отче наш» (2006) Юрия Васильева куратор, заместитель заведующего Балтийским филиалом Евгений Уманский и художник, арт-критик, сотрудник филиала Александра Артамонова размышляют о том, как историческое прошлое территории влияет на художественный метод калининградских авторов.


Юлия Бардун, куратор, заместитель заведующего Балтийским филиалом, представляет работы «Три белых холодильника на Московском проспекте» (2013) группы «Topp & Dubio» (Нидерланды) и «Транссибирский ковчег» (2018) российской группы «Нежные бабы». Представленные работы с одной стороны являются размышлением о миграционных процессах, переосмыслении времени, о дистанции и движениях, с которыми мы столкнулись в последние месяцы, а с другой отражают приоритеты деятельности Балтийского филиала – переосмысление местного культурного, исторического и социального наследия, городской среды, поддержку и развитие современного искусства.


Часть экспозиции посвящена исследованию такого направления искусства, как «глубокие медиа» («deep media art»), работающего на стыке философии и науки. Работам, выполненным именно в рамках этого направления, отдал предпочтение художник, теоретик искусства, куратор, специалист отдела художественных программ и творческих проектов Балтийского филиала Дмитрий Булатов. Он приглашает посмотреть три видео: «Истоки жизни» (2010–2016) Адама У. Брауна (в соавторстве с Робертом Рут-Бернстайном) (США), «Гость» (2019) автора, работающего под псевдонимом ::vtol:: (Россия), и «Моясвязь» (2013) Саши Спачала, Мириана Швагели и Анила Подгорника (Словения).


Ирина Чеснокова, куратор, специалист отдела художественных программ и творческих проектов Балтийского филиала, демонстрирует, как паблик-арт-инсталляция становится метафорой человеческого одиночества и представляет вниманию зрителей контекстную видеоинсталляцию Юрия Васильева «Зал ожидания» (2012), которая была создана специально для Южного вокзала Калининграда и вписана в пространство реального зала ожидания.


Данил Акимов, художник, куратор, специалист отдела художественных программ и творческих проектов Балтийского филиала, предлагает послушать работу «Urban Audio» немецкого художника Флориана Тюрке, посвященную способам акустического восприятия городской среды. Художник на протяжении 14 лет создает инструменты, преобразующие окружающий шум в музыкальное звучание.


В рамках направления по поддержке и развитию локального молодого современного искусства Надежда Блажко, куратор, ведущий специалист отдела художественных программ и творческих проектов Балтийского филиала, демонстрирует работы молодых художников Александра Вожыча «Человеческий редуктор» (2020) и Натальи Тихоновой «Иногда ведет себя так странно» (2019), посвященные замедлению и осмыслению пространства.


Впервые подборка видеоработ «Замедление» была представлена летом 2020 года в рамках онлайн проекта Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина «Сто способов прожить минуту».


Соорганизатор: галерея «Розенау»

Место проведения: галерея «Розенау», г. Калининград, ул. Аллея Смелых, 80.

Режим работы: с 17.00 – 20.00

12+

Вход свободный

Выставка видеоработ «Бывшие вещи»

Министерство культуры Российской Федерации Балтийский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГЦСИ Калининград)

Выставка «Бывшие вещи. Художники Александра Митлянская (Москва) - видео, Евгений Уманский (Калининград) – скульптура»


Даты проведения: 16 декабря 2020 – 10 января 2021

Выставка открыта для просмотра с 16 декабря


Место проведения: Музей-квартира «Altes Haus», г. Калининград ул. Красная, 11


Организаторы: Автономная некоммерческая организация «Музей городской жизни», Балтийский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГЦСИ Калининград)


Кураторы: Александра Артамонова, Александр Быченко, Елена Цветаева


Время работы: понедельник – суббота. Подробное расписание на сайте https://alteshaus.ru


Выставка проводится в рамках общегородского музейного проекта «Фестиваль музейных мистерий»​ Балтийский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина совместно с музеем-квартирой «Altes Haus» представляют выставку «Бывшие вещи», в которую вошли видеоработы Александры Митлянской и скульптурные композиции Евгения Уманского. Работы, составляющие выставку «Бывшие вещи», посвящены самому «обычному» миру — тому, что окружает нас в наших же квартирах: здесь в фокусе то самое близкое, домашнее, «вещное», которое располагается на расстоянии вытянутой руки.


Видеоработы и объекты размещены в пространстве музея-квартиры немецкого быта «Altes Haus»: ее аутентичный интерьер, оригинальная мебель и предметы старинного обихода позволяют посетителям заглянуть в прошлое и представить себя жителем уже несуществующей эпохи и территории. Здесь зритель встречается с предметами, о назначении которых современному человеку трудно догадаться: все экспонаты — это подлинные вещи ушедшей эпохи, найденные на старых чердаках, купленные на блошиных рынках и европейских аукционах. Важно, что и сами экспонаты, и работы художников — это именно что бывшие вещи, то есть предметы больше ни для чего (и ни для кого) не предназначенные, утратившие свое значение.


В разговоре о работах Митлянской важно понимать, что практически всегда мы имеем дело с поэтизацией повседневности: в своих герметичных и медитативных видеоисториях художница делает главными действующими лицами те предметы и явления, которые окружают нас, но на которые мы часто не обращаем внимание. Одна из главных работ экспозиции — фильм «Когда я одна дома» — была снята этой карантинной весной, когда все остались в собственных квартирах, оказались предоставлены себе и, наконец, смогли оглядеться. Героями фильма Александры Митлянской стали разные предметы, тесно расставленные в ее гостиной на старом комоде. Для интерьеров советского и раннего постсоветского периода были характерны так называемые «сервантики застоя» — по определению историка и антрополога Сергея Ушакина. Если проводить аналогию с этими хранилищами мещанских слоников, сервизов, хрусталя, то Митлянская в 2020-м году создает если не стол карантина, то стол безвременья. На этом столе живут вещи разных эпох и из разных стран, какие-то из этих вещиц нам даже знакомы. Точнее будет назвать их «безделушками», то есть вещами, которые по разным причинам вдруг лишились своих изначальных функций и теперь их можно наделить каким угодно значением – или же они выберут себе роли сами. В кадре все эти предметы начинают жить своей жизнью: вдруг начинает крутиться волчок, раскачиваться деревянная груша, мигать зеркальным глазом лошадка, заяц, потерявший заводной ключ — бить лапкой. Словно они привыкли к тому, что их хозяйка всегда дома и можно не бояться. Секунды повседневной жизни, растянувшиеся до бесконечности, — вот еще одна, не менее важная, чем внимание к «обычному», черта поэтики Митлянской.


Евгений Уманский в своих скульптурных композициях обращается именно к «священному мусору» — поломанным довоенным металлическим и керамическим статуэткам, фигуркам, посуде, которые были им найдены на немецких свалках или куплены на городском блошином рынке. Весь этот исторический лом, свидетельство чужого, незнакомого быта, попадает к художнику будто бы на починку, которая на деле оказывается полной переделкой. И вот уже фарфоровый игрушечный младенец без рук ложится в выемку камня как в купель, как в русло высохшей реки (композиция «Купель»), лесная птица обретает человеческую голову и замирает на белой кости дерева (композиция «Гамаюн»), из неведомого леса выходит пара бронзовых оленей — с изъяном, но с «новенькими» лапами (композиция «Пара»).


Так или иначе, но вокруг каждой вещи — собственно музейных экспонатов Altes Haus, предметов, помещенных в видеоработы Александры Митлянской или фигур, составляющих скульптурные композиции Евгения Уманского — выстраивается свой нарратив разного характера: философского, исторического, библейского, мифологического.


Работы художников, рассредоточенные по комнатам музея-квартиры, зрителю еще предстоит отыскать — стать участником так называемого квеста, вступить в коммуникацию с произведениями и пространством, чтобы в конце этого приключения понять: вещи уязвимы для времени и в конечном итоге смертны, как и люди.


6+

Стоимость:  500 рублей.

Выставка «Сад расходящихся тропок»


Даты проведения: 24 декабря 2020 – 31 января 2021


Открытие: 24 декабря


Место проведения: Центр развития межличностных коммуникаций, г. Калининград, ул. Азовская, 4.


Организаторы: Балтийский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГЦСИ Калининград), Филиал Российского государственного института сценических искусств в Калининграде, Школа креативных индустрий.


Куратор: Надежда Блажко


Художники: арт-группа «Нежные бабы» (Калининград), Екатерина Быкова (Санкт-Петербург), Елена Вертикова (Польша), Дайна Пупкявичюте (Литва), Лига Спунде (Латвия), Олеся Качановская-Мюнд — Solaye Nova (Эстония).


Режим работы: понедельник — воскресенье с 12.00 до 15.00, с 1 — 11 января 2021 года — экспозиция закрыта.


Балтийский филиал ГМИИ им. А. С. Пушкина представляет выставку «Сад расходящихся тропок» — кураторское исследование-размышление о том, что объединяет современных художниц из Калининграда и Прибалтики. Куратор Надежда Блажко задается вопросом: как общее советское прошлое и уже совершенное другое настоящее влияют на визуальность, личную мифологию и сферу художественных интересов участниц выставки.


Название выставки отсылает к произведению аргентинского писателя Хорхе Луису Борхесу «Сад расходящихся тропок». Как и рассказ, работы художниц наполнены метафорами нелинейного времени, разнонаправленными и взаимопроникающими линиями, реальностью и одновременной ирреальностью мест и персонажей. В работах, представленных в экспозиции, переплетаются воспоминания, отсылающие нас к той стране, которой больше нет — к СССР, переплетаются судьбы героев видеоработ, которых объединяет общее прошлое, но каждый из которых проходит собственный путь к независимости.


Благодаря личным переживаниям, события и явления прошлого превращаются в символы, становятся персональной мифологией художников. Борхес пишет: «Вечно разветвляясь, время ведет к неисчислимым вариантам будущего». Если говорить о выставке, то здесь точно также время приводит к разнообразным мотивам, визуальным кодам, которые в конце соединяются в общую идею. Одной из таких «тропок» являются и вопросы феминизма, которые поднимают художницы в своих работах. Художницы стремятся освободиться от связывающих и ограничивающих социальных механизмов и через свои работы создают новые пространства свободы.


Выставка организована в рамках программы Baltic Young, которая нацелена на исследование, поддержку и развитие молодого искусства Балтийского региона, встраивание молодых авторов в международный художественный дискурс.


16+

Проекты
Фестиваль «Sound Around»
Программа содействует рассмотрению различных, существующих на сегодняшний день, стратегий в области саунд-арта. При реализации программы особое внимание уделяется как междисциплинарным проявлениям звука, так и представлению радикальных направлений экспериментальной электронной музыки (minimal tech, glitch, fields recording, down tempo, noise и т.д.).
Проект «UrbCulturalPlanning»
В Калининграде проект "UrbCulturalPlanning" сфокусируется на дворе казармы «Кронпринц», являющейся памятником федерального значения, а также тем пространством, в котором с 2020 года будет размещен Балтийский филиал Государственного центра современного искусства.
При помощи применения на практике метода культурного планирования, а также методики урбанистических исследований (опрос, ментальное картографирование территории, интервьюирование жителей района) мы хотим понять, какое место занимает современное искусство в ландшафте города Калининграда и как произведения и культурные инициативы, созданные с привязкой к конкретному месту, могут объединить вокруг себя жителей района казармы «Кронпринц».
Программы
За пределами музея
Искусство и наука
в эпоху постбиологии
Программа призвана продемонстрировать различные пути использования новых технологий – робототехники, IT и биомедицины – в актуальном художественном процессе.

Куратор: Дмитрий Булатов
Pdf файл скачать
Наследие в актуальном контексте
Работа с культурно-историческим наследием региона Балтийского моря в целом и Кёнигсберга/Калининграда в частности.

Куратор: Елена Цветаева
Pdf файл скачать
Pdf файл скачать
Близкий незнакомец
Программа направлена на развитие трансграничного сотрудничества и межкультурного диалога, а также осмысление общественных изменений через практики современного искусства.

Куратор: Юлия Бардун
Pdf файл скачать
Современное искусство
и современное общество
В рамках программы рассматриваются наиболее острые проблемы современного искусства с привлечением отечественных и зарубежных специалистов - художников, теоретиков, историков и кураторов.

Куратор: Евгений Уманский
Pdf файл скачать
Арт резиденции
Программа посвящена установлению долговременных контактов с художниками
и кураторами РФ и других стран
с целью реализации совместных
проектов в области современного искусства, художественного обмена и сотрудничества.

Куратор: Надежда Блажко
Pdf файл скачать
Искусство в общественном пространстве

Куратор: Ирина Чеснокова
Юрий Васильев. Russian Red Обыкновенный.
Инсталляция, видео, 2015
Группа Сан Донато «Освобождение»
Скульптура, металл, 2012. Калининградский Зоопарк
Саша Спачал, Мириан Швагели, Анил Подгорник (Словения). “Моясвязь”, 2013 г. Межвидовой симбиотический коннектор, осуществляющий связь человека и грибницы.
Фото Е.Уманского, 2014
Световая инсталляция Бертрана Иванофф (Париж, Франция). Специальный проект программы "Башня Кронпринц: Второе пришествие" 2010.
Клаудия Хейнерманн. Волчата: послевоенная история.
Выставка, 2017.
О нас
Сотрудники филиала
Как нас найти
Адрес (офис):
Калининград,
улица Дмитрия Донского, 11
Телефон: +7 (4012) 604326
E-mail: info-kaliningrad@ncca.pushkinmuseum.art

Адрес казармы «КРОНПРИНЦ»:
Калининград,
улица Литовский Вал, 38
Мы будем присылать информацию о наших новостях,
грядущих выставках и событиях
ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШИ ОБНОВЛЕНИЯ
Нажимая на кнопку "Подписаться", вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесьс политикой конфиденциальности.
2020 Государственный центр современного искусства
Мы в социальных
сетях