ЖИВЫЕ ТОПОЛОГИИ / НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ АГЕНТЫ

Куратор
Дмитрий Булатов

Участники
Анастасия Алёхина, Александр Бедин, Группа «Куда бегут собаки» (Наталья Грехова, Алексей Корзухин, Ольга Иноземцева, Глеб Андреев), Мария Купцова, Лев Лосев, Александр Лекарев, Анна Мартыненко, Маруся Нестерова, София Романова, Варвара Семёнова, Камиля Юсупова

О ПРОЕКТЕ

Основной вопрос этого проекта можно было бы сформулировать следующим образом: «Как простые локальные действия могут создавать сложные паттерны?» Художники исследуют эту проблему на примере различных агентов реальности, которые, избегая своего чисто биологического определения, требуют от нас осмысления отношений между жизнью и множеством. Среди таких агентов — программируемая материя, симбиотические формы и гибриды, бактериальные ландшафты и другие проявления анонимной и неопределенной жизни. При этом художников интересуют не столько сами агенты, что они собой представляют и что они делают, сколько создание таких пограничных условий, при которых совокупность этих агентов принимает вид параллельной и альтернативной реальности.
Рассмотрение этой темы вряд ли возможно без учета опыта современного технологического искусства, которое смещает фокус с традиционных вопросов о статусе наблюдаемого объекта — «живой / неживой», «органический / неорганический» и т. д. — к рассмотрению роли, которую играют эти динамические композиции из людей и нечеловеческих сущностей в пространстве отношений. Другими словами, речь идет об осмыслении медиальной среды, существующей на грани двойственности и колебания, где посредством технологических процессов возникают связи, образующие «единство в сборке». Основным исследуемым медиумом здесь является гибридная материя, а главным изучаемым вопросом — «живой» аспект, резерв существующих возможностей, которые можно обнаружить в этом «полуживом» измерении.

Дмитрий Булатов

ПЛАН ЭКСПОЗИЦИИ

АВТОРЫ / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Исследование и реконструкция химической коммуникации между биологическими и кибернетическими организмами. Видеодокументация проекта. 2022−2024
Проект исследует вопросы химической коммуникации между человеком и машиной при участии организма-технофила. В центре каждого из четырех роботов — резервуар с керосиновым грибом. Данные из резервуара (уровень кислотности PH, газоанализ, уровень керосина) влияют на выбор стратегии робота и режима коммуникации с другими роботами в этой группе. Грибо-машины ищут друг друга по запаху, направляясь в сторону наибольшей концентрации паров керосина. Возможность совпадения и несовпадения стратегий грибо-машин делает внутригрупповую коммуникацию непредсказуемой и позволяет воспринимать их поведение как разновидность социального взаимодействия. Обоняние — последняя из человеческих способностей, пока обладающая некоторым преимуществом перед искусственными сенсорными системами. В ситуации, когда когнитивных возможностей человека окажется критически недостаточно для полноценной коммуникации с машинами, это может стать для него эволюционным шансом. Но прямо сейчас — это один из способов установления горизонтальных отношений между живым и неживым.


Авторы проекта выражают благодарность к.б.н. Анастасии Кривушиной и Сергею Машкову за оказанную помощь в работе над проектом. Проект был реализован на базе резиденции «Биостанция. Лаборатория технологического искусства ИФ РАН и Техно-Арт-Центра». Фото: группа «Куда бегут собаки».

Группа была создана в 2000 году в Екатеринбурге (участники: Наталья Грехова, Алексей Корзухин, Ольга Иноземцева, Влад Булатов, инженер − Глеб Андреев). В своих произведениях авторы используют инновационные визуальные методы с инструментами научных исследований и низко-технологичной эстетикой. Проекты коллектива были представлены на различных выставках и фестивалях, в т. ч. 9 и 11 Арт-форумах художественных инициатив (Москва, 2004, 2005), «The Young Aggressive» (Токио, 2008), «Soft Control» (Марибор, 2012), Ars Electronica (Линц, 2012), 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 7-й Московской биеннале современного искусства (Москва, 2005−2017), Уральской индустриальной биеннале (2010, 2012, 2017), 1-й Триеннале российского современного искусства (Mосква, 2017), «Die and Become!» (Laznia CCA, Гданьск, 2016), «Middle Gate II» (M HKA, Геель, 2018), «Новое состояние живого» (Музей PERMM, Пермь, 2018), «Время, вперед!» (Фонд V-A-C, Венеция, 2019), «Новая Антропология» (Институт физиологии им. И. П. Павлова РАН, Колтуши, 2019), «10-й Арт-Эксперимент» (Музей «Гараж», Москва, 2020), а также на выставках в Государственной Третьяковской галерее (Москва, 2005, 2007, 2013, 2015, 2021) и Музее ZKM (Карлсруэ, 2015−2017) и других. Номинанты премии «Инновация» и «Премии Кандинского», обладатели почетного упоминания жюри фестиваля Ars Electronica (Линц) и лауреаты Премии им. С. Курехина (2019, 2021).
Вернуться к плану экспозиции →
Интерактивная инсталляция, исследующая математическое строение звука. Шахматная доска с магнитными фигурами, электроника, arduino, max msp. 2023
Этот инструмент представляет собой попытку услышать шахматную логику, опираясь на математическое строение звука. Под каждой клеткой доски установлен геркон, замыкающий электрическую цепь при приближении магнита, установленного в фигуру. При замыкании контакта звучит нота, латинское название которой соответствует одноименной музыкальной ноте в 1 и 8 рядах и ее обертонам в рядах 2−7. Последовательное сочетание звуков выстраивает уникальное музыкальное движение каждой шахматной партии. Инструмент пропагандирует расстановку по Фишеру (chess 960), благодаря элементу случайности обеспечивающую многообразие развития игры и, соответственно, возможных мелодических ходов. Инструмент посвящен старшему инспектору «Медицинской герменевтики» Владимиру Фёдорову, предложившему перевести текст шахматной партии в музыкальную партитуру. Проект также является оммажем последнему перформансу Марселя Дюшана «Воссоединение» (1968), в котором он сыграл партию в звуковые шахматы с Джоном Кейджем.

Благодарности: Владимир Фёдоров, инспектор группы «Медицинская герменевтика». Фото: Дмитрий Рылов.

Маруся Нестерова — художница, музыкант. Работает на пересечении искусства и технологий, выступает с аудиовизуальными перформансами, центральными темами которых становятся поэзия авангардистов и фольклор. Жанр своей музыки определяет, как noise-ambient-pop — «nap» («дремота»). Выпускница музыкальной школы им. Гнесиных и колледжа Института музыки им. А. Г. Шнитке (академический вокал). В 2024 году окончила Школу фотографии и мультимедиа им. А. Родченко (интерактивные медиа). Соавтор графических и видео- работ в дуэте с Митей Нестеровым. Принимала участие в различных выставках, в т. ч. «Colony Optimisation» («Электрозавод», Москва, 2020), «Посвящение космонавтике» (Центр мультимедиа Русского музея, СПб, 2021), «Что делать?» (ГРАУНД Солянка, Москва, 2023), «Blazar» (Музей Москвы, 2023), «Электрические сны» (Артемьев-центр Московской консерватории, Москва, 2024), а также выступала с перформансами — в галерее Anna Nova (СПб), ЦСИ им. Курёхина (СПб), 1-м Северном форте (Кронштадт), галерее Краснохолмская (Москва) и др.

Александр Бедин — художник, исследователь, программист. Область интересов связана с моделированием техно-художественных объектов и систем, а также их рассмотрением в различных социально-культурных и художественных контекстах. С 2020-ого года проходит обучение в Школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко (мастерская Олега Макарова и Владислава Ефимова). Также занимается техническим консультированием. Соавтор медиа-инсталляций в дуэте с Арамом Карси. Его произведения были представлены на различных выставках и проектах, в т. ч. «Порядок наблюдения» (Школа им. А. Родченко, Москва, 2022), «Наслоение на» (Школа им. А. Родченко, Москва, 2022), «День открытых дверей: Неделя смешанных техник» (Школа им. А. Родченко, Москва, 2023), «Я отомщу миру любовью» (ГРАУНД Солянка, Москва, 2023), «Электрические сны» (Артемьев-центр Московской консерватории, Москва, 2024).
Вернуться к плану экспозиции →
Кинетическая инсталляция, моделирующая механизм звуковосприятия на примере звуков городской среды. Металл, пластик, микроэлектронные компоненты. 2024-2023
«Зеленым» принято называть стационарный шумовой сигнал, имитирующий шум естественной среды без примеси искусственных звуков. Проект «Зеленый шум» — это кинетическая инсталляция, исследующая звуковой ландшафт города. Таблички реагируют на звуки, записанные заранее в городской среде: здесь и звук трамвая, и мелодия уличного музыканта, гул машин, пение птиц, плеск воды в луже асфальта и др. Инсталляция становится визуализатором городского шума, который успел стать для многих жителей «зеленым». В наушниках можно услышать записи городских звуков и сопоставить их с происходящим в инсталляции. Разные места, показанные на карте города, представлены в виде кинетических и звуковых пейзажей, которые разворачиваются перед зрителем. Принцип функционирования поворотных табличек имитирует работу базилярной мембраны внутреннего уха — структуры, на которой расположены чувствительные клетки, воспринимающие звуковые волны разной частоты. Диапазоны воспринимаемых частот представлены в виде поворотных табличек цвета молодой листвы, которые выстраиваются в колышущийся механический лес.

При поддержке Фонда «Норпексаль». Авторы выражают благодарность к.б.н. Екатерине Петропавловской, к.б.н Марии Агаевой, д.б.н. Лидии Шестопаловой (Лаборатория физиологии слуха Института физиологии имени И. П. Павлова РАН), Тимофею Дегтярёву (Центр креативных индустрий СПбГУПТД) за помощь в работе над проектом. Звуки города: проект PermSound и Ася Фиддлер. Фото 1−2: Мария Купцова, фото 3: микрофотография базилярной мембраны и волосковых клеток млекопитающего методом сканирующей микроскопии высокого разрешения (Miller et al., 2021; Trouillet et al., 2021).

Анна Мартыненко — мультидисциплинарная художница. В своих произведениях занимается исследованием физической реальности в информационном мире, наблюдает за преобразованием разного рода сигналов, в том числе работает со звуком. После окончания Академии театрального искусства (факультет сценографии) принимала участие в различных театральных проектах как художник-постановщик, с 2018 года работает как независимая художница: создает объекты, инсталляции, сайт-специфик и паблик-арт-проекты. Окончила Школу молодого художника (Фонд «Про Арте») и Лабораторию Новых медиа (при Новой сцене Александринского театра). Участница групповых выставок, ярмарок и фестивалей. Персональные проекты были представлены в Музее звука, галерее FFTN, студии «Непокорённые, 17», ателье «Без зеркал». Работы находятся в ГМИИ им. А. С. Пушкина (Северо-Западный филиал, СПб), Фонде Смирнова-Сорокина, Музее нонконформистского искусства и частных коллекциях. В 2020 году стала финалисткой Всероссийского конкурса Nova Art 8 (СПб).

Варвара Семёнова — биолог, дизайнер. Кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории физиологии слуха Института физиологии им. И. П. Павлова РАН. Окончила биологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета и дизайн-отделение Высшей инженерной школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. С 2013 года работает в Лаборатории физиологии слуха, исследуя особенности пространственного слухового восприятия человека. Выступает с научно-популярными лекциями, участник ряда Art&Science проектов: «Новая Антропология» (2019); «Школа Павлова» (2020); «Биостанция» (2021); «Популярный ART&Science» (2023). Лауреат премии «За верность науке» в номинации «Лучшая фоторабота о науке» (проект «Красивая наука», 2017). Основные научные интересы лежат в области нейрофизиологических механизмов звуковосприятия и звуковоспроизведения, граничных условий распознавания движения звука, особенностей взаимодействия человека с акустической сценой.
Вернуться к плану экспозиции →
Исследование регенеративных систем, элементы которых включают в себя биологические и технологические формы. Био-цифровое программирование, 3d-печать с использованием органических материалов. 2022–2024
Arbor — киборганический живой объект, выращенный биоискусственным путем. Это регенеративная система (весь гибридный организм является живым), в которой понятие живого включает как биологические, так и технологические формы. Исследуя анизотропные свойства дерева в живом состоянии, Arbor переосмысляет его жизненный цикл в форме биотехнологического объекта. Биологические данные извлекаются из живой системы, обрабатываются машинными алгоритмами и реинтегрируются в синтетическую материю. От живых клеток к цифровым облакам точек, от точек к вокселям и от вокселей обратно в материю — Arbor создает биотехнологический цикл материала, чтобы придать биологическую сложность неорганическому объекту. Его морфология фиксирует в синтетической форме анатомию живого дерева; тектоника и орнаментальность внутренней и внешней оболочек запоминают анатомические свойства тысячи древесных пород, проявляя их гетерогенность; техника 3d-печати раскрывает фактурность; используемый древесный материал хранит аромат и тактильность живой материи.

Автор выражает благодарность Артёму Коневских, Корбиниану Энзингеру, Риккардо Мангили за оказанную помощь при реализации данного проекта, а также Клаудии Паскеро (Лаборатория синтетических ландшафтов, Университет Инсбрука UIBK, Австрия) за поддержку и консультации. Фото: Мария Купцова.

Мария Купцова — художник, архитектор. Работает в области искусства глубоких медиа, в своих изысканиях акцентируя связи между природными биологическими системами, синтетическими материалами и гибридными интерфейсами. Ее произведения были представлены на различных международных фестивалях и выставках, в т. ч. в Центре Помпиду (Париж), TAB Biennale (Таллинн), ЦСИ им. С. Курёхина (Санкт-Петербург), LLUMBCN Festival (Барселона), AUT (Инсбрук), CYFEST 15 (Ереван), Video forms Hybrid and Digital Festival (Клермон-Ферран), Future Cities Festival (Санкт-Петербург-Москва) и мн.др. Читала лекции и представляла свои исследования в Университете Инсбрука (Австрия), Институте передовой архитектуры Каталонии (Барселона), Школе Бартлетт (Лондон), Международном коллоквиуме Digital Futures, а также в рамках магистратуры «Art&Science» НИУ ИТМО (Санкт-Петербург) и др. В настоящее время является PhD кандидатом Лаборатории синтетических ландшафтов Университета Инсбрука. Лауреат премии им. Сергея Курёхина 2022 года в номинации «Science Art».
Вернуться к плану экспозиции →
Носимые роботизированные протезы (тентакли), управляемые через специально разработанный интерфейс и программный алгоритм. Объекты, смешанная техника: 3d-печать, формовка, композиты, DIY-электроника, видеодокументация, полевые материалы. 2024
Исследование в области альтернативной архитектуры тела; разработка и применение в перформансе носимых роботизированных протезов — тентаклей, управляемых мышцами тела человека и электронными устройствами. Работа посвящена проблеме бинарных оппозиций, лежащих в основе конструирования картины мира: «человеческое/нечеловеческое», «природное/культурное», «естественное/искусственное», «нормальное/патологическое». Как при помощи искусства и технологий вообразить альтернативные «природы», «техники» и «тела», которые помогут наглядно проявить «серые зоны» нормативности? Как такое знание может способствовать созданию более дружелюбного общества, где смогут жить совместно не только разные типы людей, но и другие виды? Где тело заканчивается? Совпадают ли его физические границы с функциональными границами? В какой степени границы тела проницаемы и трансформируемы? Какую роль играют технологии в установлении и поддержании этих границ? Этими вопросами задаются авторы проекта.

При поддержке Фонда «Норпексаль». Авторы выражают благодарность техническому партнеру проекта «Лаборатория Касперского», Михаилу Тарбееву за инженерную поддержку, Александру Писареву за советы по теоретическим источникам, благотворительному фонду «Люди Будущего» за организацию диалога с сообществом людей с протезированием, Людмиле Алябьевой за организацию мероприятий, посвященных теме протезов в культуре, искусстве и дизайне. Фото: Александр Белобородов.

Анастасия Алёхина — междисциплинарная художница и исследователь. Работает на пересечении искусства, науки и технологий, уделяя особое внимание эстетическим и экзистенциальным вопросам современности, постгуманистическим подходам, будущему носимых устройств и телесности. Окончила Лабораторию медиа-перформанса ММСИ (2012) и Школу фотографии и мультимедиа им. А. Родченко (2015). Участница российских и зарубежных выставок и фестивалей. Финалистка грантовой программы «Искусство и Технологии 2019» Музея «Гараж» и конкурса «Nova Art 2019». В 2021 году была номинирована на премию STARTS Prize фестиваля Ars Electronica (Австрия). Автор и преподаватель образовательных курсов в Британской высшей школе дизайна, НИУ ВШЭ и ИТМО. В настоящее время — аспирант Школы искусства и дизайна НИУ ВШЭ.

Александр Лекарев — разработчик роботов и робосистем. Область интересов связана с проектированием схем, печатных плат и встроенного ПО. Окончил Саратовский государственный технический университет им. Ю. Гагарина (2014), а также магистратуру и аспирантуру Саратовского государственного университета им. Н. Чернышевского (2018). С 2020 года — главный инженер Digital Machines, с 2021 года — ведущий инженер-робототехник в OZON.ru.

Лев Лосев — инженер-робототехник. Окончил Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (2001). В разные годы занимался разработкой аппаратного обеспечения и системами электронного управления для бионических протезов, архитектурой протезов и роботов, системами безопасности и телекоммуникации.
Вернуться к плану экспозиции →
Медиаскульптура, реконструирующая «жизнь» города как биологической системы. Биопечать, микроорганизмы, зеркальный объект, видеофильм, фото. 2023
В проекте исследуется взаимодействие архитектуры и микроорганизмов через моделирование «жизни» города как биологической системы. Концепция города как организма, разделенного на функциональные зоны, была сформулирована в манифесте Ле Корбюзье «Афинская хартия» и оказала влияние на многие направления в архитектуре. В том числе в советском строительстве, сделавшем панельные сооружения основой урбанизации. Центральный образ проекта — подиум с зеркальным кубом, в котором располагается культуральный планшет с бактериальным паттерном плана застройки микрорайона «Малая Охта». Это одновременно метафора советских архитектурных экспериментов и реальная экспериментальная площадка, на которой микроорганизмы формируют и видоизменяют план микрорайона. Проект также является оммажем экспозиционному решению проекта «No-Stop City» (1969−1972) группы Archizoom — постурбанистической концепции, стирающей различия между городом и пейзажем. Бактериальный паттерн со временем потеряет четкие контуры, оставляя лишь культуру микроорганизмов.

Автор благодарит научного руководителя проекта к.б.н. Ипполита Маркелова. Консультанты: Юлия Филатова (архитектура), Александра Бурнусуз (микробиология), Нино Схулухия (оптика). Видеодокументация: Екатерина Богданова, Элвин Мехманович. Лабораторные работы: Валерий Лисун, Полина Корнилова. Данная версия проекта реализована при участии ОНК «Институт медицины и наук о жизни» БФУ им. И. Канта (руководитель ОНК: к.б.н. Павел Федураев). Фото 1: Александр Шек, фото 2: Сергей Щербаков, фото 3: Виталий Коликов.

София Романова — художник, исследователь. Область интересов связана с моделированием биологических процессов и их рассмотрением в различных социокультурных контекстах. Получила степени бакалавра по направлению «Биология» в РГАУ-МСХА им. К. Тимирязева (Москва, 2021) и магистра по направлению «Инноватика» в Университете ИТМО (Санкт-Петербург, 2023). Практические исследования в РГАУ-МСХА были связаны с вопросами биоразнообразия, мониторинга локальных популяций и проводились в ИПЭЭ РАН «Черноголовка» (Черноголовка, 2018), национальном парке «Плещеево озеро» (Переславль-Залесский, 2019), биостанции «Рыбачий» Зоологического института РАН (Калининградская обл., 2019) и экспериментальной пасеке племенного хозяйства «Среднерусская пчела» (Ярославская обл., 2020−2021). Опыт исследований дал возможность систематизировать работу в области био-арта во время обучения в Университете ИТМО и представить проекты на выставках, среди которых: «Новая хрупкость» (STEGE 23, Санкт-Петербург, 2023) и «Открытые тела» (Музей современного искусства PERMM, Пермь, 2024).
Вернуться к плану экспозиции →
Исследование паттернов компьютерного зрения (операционных изображений) в контексте алгоритмической эстетики и человеко-машинного взаимодействия. Аудиовизуальный мэппинг. 2024
Проект предлагает посмотреть на мир через призму машины (совмещая машинное и человеческое зрение), используя видео, обработанные алгоритмами компьютерного зрения для получения характерного паттерна определения границ (операционные изображения). В работе используются и исследуются паттерны компьютерного зрения в контексте алгоритмической эстетики. Звуковая часть произведения представляет собой двухканальную композицию, состоящую из звуков электромагнитных волн, помех, шумов и т. д., и позволяет не только увидеть «невидимое» (агентность алгоритмов), но и услышать «неслышимое». Проект является частью большого исследования «Алгоритмическая эстетика» и затрагивает, помимо заглавной, такие темы, как генеративная графика и звук, межвидовые коммуникации (машина-человек), эмпатия, а также использует компьютерное зрение и DIY-устройства.

Проект реализован в рамках магистерской программы «ArtTECH» в НИТУ «МИСиС» на основе открытой библиотеки изображений и видео NASA. Автор выражает благодарность Александру Крючкову за помощь в работе над проектом. На фото: кадры видео с обработкой алгоритмами компьютерного зрения.

Камиля Юсупова (Kami Usu) — медиахудожница, музыкантка, Vj. В своих работах затрагивает темы алгоритмической эстетики, генеративной графики и саунд-арта. Произведения были представлены на различных выставках и фестивалях, в т. ч. «Open Museum» (Электромузей, 2017−2018), III Биеннале «Артмоссфера» (Винзавод, 2018), «ArtTech Hybrid» (НИТУ «МИСиС», 2021), «Архив сенсорной культуры» (галерея «GROUND Солянка», 2022), «Night of Museums» (ГЦСИ, Екатеринбург, 2022), «Eco. Techno. Art» (галерея «Краснохолмская», 2022), «Волнение» (Музей города, Владивосток, 2022), Биеннале «Искусство будущего / Art for the Future» (Мультимедиа Арт Музей, 2022), «Migrations and The Shifting Borders» (LoosenArt Gallery, Рим, 2022−2023), а также в рамках Moscow Urban Forum (Москва, 2018 и 2019). Регулярно выступает со своим электроакустическим и визуальным сетом в галерее «GROUND Солянка», в Центре электроакустической музыки Московской консерватории, в Центральном доме архитектора, в Культурном центре «Дом», на Бумажной Фабрике и других институциях.
Вернуться к плану экспозиции →

КОНФЕРЕНЦИЯ

ЖИВЫЕ ТОПОЛОГИИ / НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ АГЕНТЫ
Научно-практическая конференция
14 декабря 2024 г., 12:00 — 18:45
Куратор и модератор конференции: Дмитрий Булатов

Конференция «Живые топологии / Нечеловеческие агенты» посвящена поиску новых способов взаимодействия с окружающим миром через искусство, науку и технологии. Сквозной темой обсуждения станет понятие «живых топологий» — ключевая метафора современных исследований, которая описывает мир как ряд конфигураций между человеческими и нечеловеческими сущностями. Здесь окружающее видится не как статичная система субъектов и объектов, а как сеть динамических взаимодействий, которая темпорально возникает в научных и художественных практиках. «Живые топологии» — это целое, но не монолитное целое, а набор потоков и напряжений: между интересами людей, алгоритмов, технических объектов, гибридных сущностей и их готовностью вступать в новые союзы и симбиозы. Участники конференции обсудят творческие методы, которые помогают переизобретать язык, конструирующий и описывающий мир «живых топологий» и исследовать возникающие эффекты через новые способы работы с материальностью, тактильностью и звуком. Задача теоретической части выставки «Живые топологии / Нечеловеческие агенты» — показать, как художники создают новые формы и новые идентичности, но не в качестве протагонистов определенного историей технологического нарратива, а в качестве его творцов.

11:30—12:00 Регистрация участников
12:00—12:10 Открытие конференции, приветствие

Сессия 1. Настройки на нечеловеческое
Сессия «Настройки на нечеловеческое» посвящена исследованию неизвестного через призму художественной и трансцендентной оптики. Основной мотив заключается в том, что представление об ином и его восприятие взаимосвязаны: иное часто определяется через его «видимость», а «видимость» — через иное. Участники секции обсудят, как художественные методы и практики позволяют раскрывать новые смыслы в искусстве / науке, и расскажут о том, как неизвестное постигается через интерпретационные подходы.

12:15—13:00 Установочная лекция. Анастасия Алёхина, художник, аспирант Школы искусства и дизайна НИУ ВШЭ. «Art&Science и постгуманизм: технонаука, эстетика и телесность».
13:05—13:25 Группа «Куда Бегут Собаки» (Наталья Грехова, Алексей Корзухин, Ольга Иноземцева), художники. «Художественные практики после антропоцена».
13:30—13:50 Камиля Юсупова (Kami Usu), медиахудожник, магистратура «ArtTECH» в НИТУ «МИСиС». «Алгоритмическая эстетика. Операционные изображения в медиаискусстве».
13:55—14:15 Варвара Семенова, дизайнер, биолог, к.б.н., научный сотрудник лаборатории физиологии слуха Института физиологии им. И. П. Павлова. «Пространственный слух: лабораторные исследования при помощи шума».

14:20—15:00 Круглый стол: «Настройки на нечеловеческое».
Модератор: Дмитрий Булатов, художник, куратор. Участники: Анастасия Алёхина, художник; группа «Куда Бегут Собаки», художники; Камиля Юсупова, медиахудожник; Варвара Семенова, биолог, дизайнер.

15:00—16:00 Перерыв

Сессия 2. Практики проектирования
Секция «Практики проектирования» посвящена обсуждению новых форм взаимодействия искусства, науки и экологии в контексте постантропоцентризма и технонауки. Основные темы включают переосмысление материальности, исследование синтеза биологии и техники в современных художественных практиках, а также раскрытие звукового потенциала в конструировании и описании окружающего мира. Внимание участников дискуссии будет сосредоточено на переосмыслении модернистской эстетики и расширении границ восприятия через призму Art&Science и экологического сознания.

16:00—16:45 Установочная лекция. Дмитрий Булатов, художник, куратор БФ ГМИИ им. А. С. Пушкина. «Art&Science: подвижные технологии».
16:50—17:10 Маруся Нестерова, художник, музыкант. «Звук как медиум».
17:15—17:35 Мария Купцова, художник, PhD кандидат Лаборатории синтетических ландшафтов Университета Инсбрука. «Технобиологические объекты искусства».
17:40—18:00 Анна Мартыненко, художник. «Зеленый шум как практика: тема города и природы» (на примере некоторых работ).

18:05—18:45 Круглый стол: «Практики проектирования».
Модератор: Дмитрий Булатов, художник, куратор. Участники: Маруся Нестерова, художник, музыкант; Мария Купцова, художник; Анна Мартыненко, художник.
1. Rib. «Если в твоих глазах звёздное небо», 2023
2. Грегор Крпич. «StellaVerde», 2023
3. Хелен Пайнор. «93% Человек», 2023
4. Дэвид Боуэн. «Нарциссизм на аутсорсе», 2023
5. Клаус Шписс, Улла Раутер, Эмануэль Голлоб, Ротрауд Керн. «Эколалия», 2023
6. Билл Ворн. «Отделение реанимации и интенсивной терапии», 2024

КОНЦЕРТ-ПЕРФОРМАНС

БЕЗ РЕЧИ И ТЕКСТА
Вечерний концерт-перформанс
14 декабря 2024, 19:15−19:45

Импровизированный аудиовизуальный перформанс, построенный как диалог прежде не встречавшихся художников. Знакомство через звуковые сигналы без речи и текста, но визуальными и аудио-эффектами, наложениями и искажениями. Концерт состоится в исполнении Камили Юсуповой (Kami Usu) — live-электроника, полевые записи, видео — и Данила Акимова (Dr. Switchoff) — аналоговый синтезатор обратной связи, эффекты.
1. Камиля Юсупова (Kami Usu)
2. Данил Акимов (Dr. Switchoff)
ПРЕСС-РЕЛИЗ
ПЛАКАТ
БУКЛЕТ
КОНТАКТЫ
Калининград,
проспект Победы, 5А