О ПРОЕКТЕ
Границы, будь то физические, культурные или психологические, часто становятся препятствием на пути к самореализации и взаимопониманию. При этом они могут служить источником вдохновения и стимулом для творчества. Именно противоречивость границ, с одной стороны — освобождающих, а с другой — ограничивающих, лежит в основе проекта.

В рамках проекта был проведен открытый конкурс среди молодых художников преимущественно из Калининградской области, которые предлагали проекты инсталляций, отражающие их понимание темы {([Безгранично])}. Пять идей, отобранных по результатам конкурса, были реализованы участниками при поддержке Балтийского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Тема границ раскрывается авторами с разных сторон и с помощью разной оптики. Маргарита Росчерк («Пять лет. Границы жизни») и Инна Шевченко («Нулевая интенсивность») рассматривают человеческое тело как объективный предел, в котором мы существуем. Могут ли телесные ограничения меняться со временем? Выйдет ли за рамки этих границ человек будущего?

«Скорая помощь» коллектива «М+О+М+А» оказывается за пределом холста, белой стены, музея. Работа не имеет границ и вызывает ощущения, родственные ожиданию помощи и спасения. С другой стороны, в тягучей субстанции ожидания человек замкнут в собственных рамках, порой он из них не вырывается.

Катя Косова («Новый музей воспоминаний») и Екатерина Осколкова («Я покинул страну лошадей и пребываю на летучем острове…») стирают границы между зрителем и произведением искусства. Художницы предлагают взглянуть на музейное пространство сквозь призму интерактивности и театрального представления. Их работы намеренно не закончены, при многократном посещении проекта зритель всякий раз сможет увидеть что-то новое и принять участие в непрерывном изменении инсталляций.

Остается еще множество незатронутых и нераскрытых вопросов, связанных с феноменом границ. Проект будет сопровождаться обширной просветительской программой, которая расширит понимание этой темы.
КУРАТОРЫ ПРОЕКТА
Дарья Близнюк, Дина Кузмичёва, Анастасия Рослякова, Евгений Уманский
Экспертная группа конкурса
Елена Цветаева, Евгений Уманский
ВИДЕО О ПРОЕКТЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Катя Косова
Новый музей
воспоминаний
2024
Интерактивная инсталляция
63 ч/б фотографии, каждая 40×30 см, скан с 35-миллиметровой пленки, цифровая печать,
самоклеящееся матовая пленка, ПВХ, магнитная лента, уголок алюминиевый, лента монтажная перфорированная
Предоставлено художницей
К.К.: «Инсталляция создана в формате новой музеологии, все экспонаты (мультиэкспонированные аналоговые фотографии — фрагменты воспоминаний) могут перемещаться в пространстве экспозиции. Мультиэкспозиция демонстрирует искажения памяти, когда одни воспоминания перекрывают другие, а пленка передает неровности и сложную эмульсионную структуру воспоминаний. Куратором «Нового музея воспоминаний» может стать любой зритель, перемещая «экспонаты» в границах инсталляции по своему усмотрению.
В экспозиции «Музея» три отдела — архитектуры, природы и предметов. Благодаря наслоению изображений экспонат может относиться к разным отделам, и в этом тоже есть мотив игры со зрителем. Вариантов выбора отдела несколько, и у зрителя появляется свобода самому выстраивать экспозицию, что в обычном музее невозможно.
Фотографии отсняты в Калининграде и его окрестностях».
Катя Косова (р. 1996), Москва. Окончила механико-математический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова и Школу современного искусства «Свободные мастерские» ММОМА. Девятикратная чемпионка России по сноуборду. Участница зимних Олимпийских игр в Пекине (2022, сноуборд, биг-эйр). Студентка Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина и Института современного искусства Иосифа Бакштейна. Персональные выставки: «Города» (РГБМ, Российская государственная библиотека для молодежи, Москва, 2024), «Двойное зрение» (Творческая лаборатория «Среда», Москва, 2023).

Вернуться к плану экспозиции →
Екатерина Осколкова
Я покинул страну
лошадей и пребываю
на летучем острове…
2024
Микротеатр.
Театрализованная инсталляция
Сцена-короб 100×40×50 см, декорации, перформанс, анимация, кино, музыка. Видеодокументация
Предоставлено художницей
…вещам, которых я не видел, не испытывал и о которых не слышал ни от кого; более того, вещам, которые на самом деле не существуют и никогда не смогут существовать.

Лукиан


Е.О.: «Эта история о возвращении. Что произошло с островом Лапута? Каковы теперь порядки среди гуигнгнмов и их слуг еху? Правда ли, что лилипуты измельчали, а великаны исчезли? Прошли сотни лет, и невозможный ландшафт, переживший и Гулливера, и Свифта, сконструируется перед зрителем.

Что такое микротеатр? Это синтез таких искусств, как кукольный и теневой театры, анимация, музыка, кино и перформанс. Традиция небольшого передвижного представления, управляемого одним или несколькими людьми, существует очень давно; это и японский бумажный театр камисибай, и лубочный раек, и вертеп, и петрушечный театр, и кантастория, и множество других. Масштаб и рукотворность играют большую роль в идее такого театра: примирить человека с реальностью, показав ее не в зеркале, но «в увеличительном стекле», будто бы можно только таким способом. Глядя на мир из подобной перспективы, зритель становится наблюдателем страшного и прекрасного, смешного и безнадежного, небрежного и филигранного, но неизбежно хрупкого».
Екатерина Осколкова (р. 1996), Калининград. Окончила Российский государственный институт сценических искусств по специальности «Художник-постановщик театра», мастерская В. И. Полуновского. Художник-постановщик и художник по костюмам более 14 спектаклей, работала дизайнером по рекламе в Драматическом театре «На Литейном», художником-прорисовщиком на анимационной студии «Мельница», режиссером анимации для театральных постановок и независимых творческих проектов, куратор в мастерской анимации «Край света. Запад», художник эскиза спектакля «Яг-Морт» Театральной лаборатории «Мастерская этнотеатра», педагог студии анимации в Балтийской высшей школе музыкального и театрального искусства, преподаватель анимационного движения скетчинга и проектирования в Балтийском федеральном университете имени И. Канта. Участник выставок в Санкт-Петербурге и Калининграде.

Вернуться к плану экспозиции →
Инна Шевченко
Нулевая
интенсивность
2024
Инсталляция
Объекты 40×40×15 см, 40×40×55 см, силикон, пластик, двигательный механизм
Предоставлено художницей
Тело без органов является образцом смерти. Как хорошо поняли авторы фильмов ужасов, не смерть служит образцом кататонии, а кататоническая шизофрения наделяет смерть собственным образцом. Нуль-интенсивность. Образец смерти проявляется, когда тело без органов отталкивает и оставляет органы — никакого рта, никакого языка, никаких зубов. И все же нет реальной противоположности тела без органов и органов как частичных объектов — реально они противопоставлены только организму, который является их общим врагом.

Жиль Делёз, Феликс Гваттари «Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения»


И.Ш.: «Проект появился из идеи активной трансформации современной среды, вытеснения биологического или попытки усилить человеческие способности с помощью киборгизации, развития искусственного интеллекта, генетической или биологической инженерии. Универсум планеты рассматривается как мультиверсум с потенциалом безграничного множества становлений и преобразований в нечто иное.
Согласно трансгуманистическим идеям, в ближайшем будущем появятся «новые личности, радикально отличающиеся от человечества в биологическом понимании», а страх смерти может стать архаичным пережитком прошлого. Возможно появление машинного аналога человека, преодолевшего биологическую обусловленность и проблему конечности физического существования.
Но каким будет постчеловек? Как изменится понятие души как нематериального тела и наше отношение к нему, если у неодушевленного объекта будет собственная идентичность, плоть и способность мыслить подобно человеку? Что если технологическое развитие станет неуправляемым и недоступным для понимания, а ускорение разума испепелит личность и испарит ее в нанотехнологиях?»
Инна Шевченко (р. 2001), Москва. Окончила Московскую школу современного искусства по программам «Тренды современной живописи» и «Современное искусство». В своих работах исследует трансформацию окружающей социо-цифро-природной действительности, часто обращаясь к философским идеям XX и XXI веков. Делает акцент на отчуждении от реальности и проблематиках, связанных с технологическим развитием, а также на размышлениях о дуальных понятиях природного и цифрового, прошлого и будущего. Выставки: «Новые сущности» (SISTEMA Gallery, Moсква, 2024); «Страх тишины» (галерея «ГРАУНД Солянка», Москва, 2024); «Доступ разрешен (?)» (ГУМ-Red-line, Москва, 2024); «Общепит» (ArtGart, Калининград, 2023); «Трансформация» (U Contemporary, Москва, 2022); «Blazar» (Музей Москвы, 2022).

Вернуться к плану экспозиции →
Коллектив «М+О+М+А»
Скорая помощь
2024
Инсталляция
Крест 100×100 см, акриловая краска, роспись. Авторский звук
Предоставлено художниками
Образ скорой помощи связан со спасением, которое находится в пути. Однако прибытие этой помощи вовремя не гарантировано и может быть отложено навсегда. Со скорой помощью связаны две ассоциации: белый корпус автомобиля и, конечно, знак красного креста. Всё белое в инсталляции, независимо от размеров и формы, становится корпусом скорой помощи, единственное, что прикрепляет его к реальности, это символ красного перекрестия. Скорая помощь находится в состоянии вечного прибытия. Она окружает нас, проявляясь во всем белом, даже на расстоянии от музея. Не имея границ и конкретного адреса прибытия, она приходит ко всем, не приходя ни к кому.

Коллектив «М+О+М+А»: Алексей Медведев (р. 1988), Олег Медведев (р. 1988), Калининград. Художники работают в жанрах станковой живописи, графики, инсталляции, диджитал-искусства, музыки и саунд-дизайна, создают работы аэрографом. Коллектив экспериментирует с темами иллюзии и телесности в контексте технологии, исследует психоэмоциональный облик человека в условиях интенсивности современности. Участники выставок в России и за рубежом.

Фото: Денис Тихомиров


Вернуться к плану экспозиции →
Маргарита Росчерк
Пять лет.
Граница жизни
2024
Инсталляция
Витраж, два стеклопакета, каждый 112,7×55,7 см, акриловая краска, лента бутил-каучуковая, герметик, роспись. Видеодокументация
Предоставлено художницей
М.Р.: «Изображение на стекле обычно представляет собой микроскопический фрагмент ткани, взятый у пациента. Он может быть получен с помощью специального процесса, называемого гистологией, который включает подготовку образца ткани для изучения под микроскопом. На изображении видна разнообразная структура клеток и тканей, что помогает врачам определить отсутствие или наличие определенных заболеваний. Моя работа — увеличенное изображение гистологического исследования. Это пережитый опыт и нарушение моих личных границ. Восстановительный процесс и принятие. Границы дозволенного или сохранного, границы понимания и принятия жизни. Стекло, которое осталось в моей памяти».

Маргарита Росчерк (р. 1992), Калининград. Окончила художественную школу, профессиональную деятельность продолжила в колледже, изучая народные промыслы и искусство иконописи. В своих работах разрушает стереотипы о мужской жесткости и брутальности, размышляет о красоте мужского облика и нежности, сравнивая мужчин с цветущими растениями. Часто использует изображение глаз и взглядов в поиске эмоционального отклика, исследует вопросы человеческой идентичности и памяти. Произведения находятся в частных коллекциях в Санкт-Петербурге, Москве, Дрездене, Вашингтоне и Амстердаме.


Вернуться к плану экспозиции →
КОНТАКТЫ

Калининград,

проспект Победы, 5А


Ежедневно

с 11:00 до 20:00


8 (4012) 604 329

info-kaliningrad@ncca.pushkinmuseum.art