О ВЫСТАВКЕ
Отдел кино- и медиаискусства Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Балтийский филиал ГМИИ им. А.С. Пушкина представляют выставку «Ложное пробуждение». В экспозиции — работы из коллекции искусства новых медиа Пушкинского музея, а также произведения калининградских авторов.

Название выставки отсылает к научному феномену — типу сновидческой галлюцинации, когда спящему кажется, что он проснулся, хотя все еще продолжает спать. Что такое для нас сны? Производят ли они волшебные пространства утопий и фантазий, открывающие возможности для экспериментов и мечтаний о переменах? Или успокаивают и убаюкивают, погружая в меланхолическое забвение и апатию? А может, приносят кошмары и заставляют столкнуться лицом к лицу со страхами?

Художники: Юрий Васильев, Александр Вожич, Дерек Креклер, Таус Махачева, Лор Пруво, арт-группа «Нежные бабы»
Кураторы: Мария Кузьмина, Маргарита Маслова, Алина Стуликова
Кураторы публичной программы: Мария Кузьмина, Сергей Михайлов

20.12.2023–25.02.2024
Ежедневно, 11:00–20:00
Калининград, пр. Победы, 5А
Ложное пробуждение
СОБЫТИЯ
    ПРОИЗВЕДЕНИЯ
    1
    ТАУС МАХАЧЕВА
    БАЙДА
    Одноканальная видеоинсталляция, 15’31”, 2017
    ГМИИ им. А.С. Пушкина
    Работа создана при поддержке Газпромбанка и компании «Арт-Финанс», Москва
    Пожертвование Фонда поддержки современного искусства «Космоскоу»
    Видео Таус Махачевой буквально пронизано фикцией, автор раз за разом запутывает зрителя. Работа была снята в Адриатическом море во время Венецианской биеннале — одного из значимых событий в мире современного искусства. Кажется, что в центре внимания — перформанс, основанный на том, как дагестанские рыбаки в штормовую погоду переворачивают лодку, привязывают себя к ее носу, чтобы, дрейфуя по волнам Каспийского моря, в бессилии не упасть в воду, а в случае гибели их тела были бы обнаружены и переданы семьям. Однако в самом видео об этом напоминает лишь виднеющаяся вдали перевернутая байда (дагестанская рыбацкая лодка), к которой в другой лодке приближаются пассажиры-зрители перформанса. Они судачат о событиях в сфере современного искусства и обсуждают перформанс, который так и не увидят.
    Спонтанны ли разговоры на борту, или они — часть сценария, подобно лодке, спущенной в воду, — неизвестно. Также неизвестно, видел кто‑либо этот перформанс или деятели из мира искусства, скрывающиеся за кадром, сами являются частью мистификации и следуют написанному сценарию? В подобной фикции обе линии, выстроенные художницей, запутывают зрителя, создавая эффект расслоения реальности.
    Дополнением к разделению внутри нарратива работы становится общее визуальное движение: камера и образы в кадре подчинены нестабильному укачиванию. Зритель, точно погружаясь в сон, попадает в сконструированное художницей пространство, в котором сквозь друг друга прорываются два образно-смысловых пласта.
    Вернуться к плану экспозиции →
    2
    Лор Пруво
    Re-dit-en-un-in-learning
    Одноканальная видеоинсталляция, 23’21”, 2020
    ГМИИ им. А.С. Пушкина
    Пожертвование Виктории и Константина Янаковых, Екатерины и Алексея Толоконниковых
    Закрученная по спирали инсталляция приводит зрителя в сновидческий лабиринт художницы, которая формирует новый словарь, иногда совершенно неожиданных визуально-текстовых пар, словно вынуждая наблюдателя с помощью подсказок выучить незнакомый образный язык.
    Пруво становится архиватором образов, предметов, слов, вымыслов и документов, улавливая их ежедневный поток, обнаруживает необычные ассоциации и комбинации. Видео — обширное собрание образов, которые художница встречает, блуждая по улицам Антверпена и Брюсселя. Во время прогулки в «диалоге с городом» она получает подсказки — от случайных прохожих, забытых предметов и мистических животных, попадающихся ей на пути. Художница работает с интуитивным желанием человека давать имена и названия предметам вокруг, ведь если что-то никак не обозначается, то, возможно, оно просто не существует в реальности. Так она формирует новый визуальный словарь, которому обучает зрителя.
    Созданный Лор Пруво фантазийный мир становится лабораторией для экспериментов: во снах мы свободны мечтать о нереальном, перепридумывать привычную систему символов, создавать собственные правила.
    Вернуться к плану экспозиции →
    3
    Александр Вожич
    Человеческий редуктор
    Трехканальная видеоинсталляция, 2017–2023
    Предоставлено художником
    На первый взгляд может показаться, что художник фиксирует обыденность. В кадре городская зарисовка: люди ждут автобуса, прохожие спешат по своим делам, в этом слепке действительности как будто нет места сновидческим блужданиям. Но визуальная ткань видео не так проста: то и дело ее разрывает гигантская структура, как молох довлеющая над экранной плоскостью. С помощью цифровых технологий Александр Вожич расслаивает действительность: специально для выставки он создал новую версию работы, распределив действие на три видео, что усиливает эффект миража и дрёмы на границе миров.
    Движению громадного автомата, снова и снова появляющегося в видео (на поверку оказывающегося рекламной конструкцией), вторит монотонный гулкий звук, который исходит как будто из какого-то механизма. С помощью такого саундтрека Вожич вводит зрителя в состояние внутреннего беспокойства, вызывающего практически висцеральную реакцию. Художник не меняет реальность, он лишь набрасывает на нее пелену сомнения, чтобы зритель задался вопросом: сон перед ним или явь? Иногда сквозь потусторонний звук прорывается пение птиц или шум прибоя, автор словно расставляет маячки, которые могут подсказать зрителю путь к пробуждению, а пока он лишь замирает между бодрствованием и сном.
    Вернуться к плану экспозиции →
    4
    Дерек Креклер
    ГонкА на велосипедах
    Одноканальная видеоинсталляция, 13’14’’, 1978
    ГМИИ им. А.С. Пушкина
    Пожертвование художника
    Работа задумана как видеодокументация перформанса. На дорогу обычной мукой нанесены спирали, напоминающие по форме человеческую ДНК, по которым один за другим начинают ездить велосипедисты. Новый участник присоединяется после того, как предыдущий проехал один круг трассы, так 14 персонажей оказываются на дороге. Хотя инструкции и параметры ясны, ни зрители, ни участники не могут предвидеть исход. Напряжение нарастает, и столкновение велосипедистов становится неизбежным, мы больше не можем предсказать, что произойдет. Художник задается вопросом: что случится, если существующие паттерны поведения, модели и связи в какой-то момент выйдут из строя?
    Дерек Креклер — профессиональный скульптор, и это чувствуется в буквально визуальной тактильности пленки. Рябь, прерывистость кадров, иногда резкое появление или исчезновение персонажей делают пленку своего рода отдельным материальным объектом. Сам художник говорит о «сверхисторическом наблюдении», как будто состоянии сна, которого он добивается в работе с пленкой.
    Вернуться к плану экспозиции →
    5
    Юрий Васильев
    По кругу
    Одноканальная видеоинсталляция, 10’09”, 2021
    Предоставлено художником
    Зритель с первых секунд оказывается в водовороте действия: живая и подвижная камера, словно отдельный герой, хаотично перемещается, не фокусируясь ни на одном из элементов кадра. Образы быстро сменяют друг друга: дребезжащий мотоцикл, стремительно крутящееся колесо, густое небо с черными полосками деревьев, грязная снежная дорога, герои, движущиеся вперед. Все это вызывает чувство головокружения, укачивает зрителя, он будто оказывается в лодке и теряет точку опоры.
    Хотя эффект вертиго ощущается на физическом уровне, художник не прибегает к специальным приемам. Изображение в кадре предельно реалистично: привычные взгляду среднерусские пейзажи без конца и без края, на их фоне герои Юрия Васильева устремляются вдаль на стареньком мотоцикле «Урал». Они рассуждают о способе преодоления тоски, для них он — в постоянном движении. Но куда они стремятся? Зритель так и не увидит конечной точки путешествия, как и не узнает, где художник застал своих героев: ледяные поля соединяются на горизонте с молочным небом. Существует ли это место на карте? Или это сон героев, которые не могут проснуться?
    Вернуться к плану экспозиции →
    6
    Арт-группа «Нежные бабы»
    Сонная артерия
    Многоканальная видеоинсталляция, 2020–2021
    Предоставлено художницами
    Оператор Влад Шутов
    На берегу Балтийского моря женщины перекатывают по плечам тяжелые бусы. Первоначально художницы использовали местный драгоценный материал — янтарь, но для усиления символической тяжести заменили его булыжниками. Каменное ожерелье — не просто тягота, но и связь с историей, с конкретным местом. Можно ли ее разорвать?
    Янтарь в Калининграде присутствует везде, судьбы и сюжеты, связанные с ним, кажутся неочевидными. Но в бурятской деревне он встречается нечасто. Художницы познакомились с семейством старообрядцев, предки которых были сосланы в Забайкалье после раздела Речи Посполитой в XVIII веке. Янтарь — самое дорогое, что они смогли увезти с собой. Нить янтарно-каменного ожерелья будто переплетает судьбы старообрядцев и заключенных, работавших в поселке Янтарный, где проходила съемка видеоработы, и ныряльщиков за янтарем, которые и сегодня подвергают себя опасности. Янтарь-булыжник становится символом инаковости, несвободы.
    Девушки в видео под старообрядческую песню словно пытаются вырваться из каменной петли, снова и снова вращают вокруг шеи тяжелые бусы, нити постепенно перетираются. Череду ложных пробуждений, когда один сон сменяется другим и сновидец не может прорваться в реальность, тоже называют «петлей». И вот нити истончаются до предела, петля ожерелья рвется и камни скатываются к ногам героинь. Наступает освобождение: пробуждение становится реальным.
    Вернуться к плану экспозиции →
    ХУДОЖНИКИ
    КОНТАКТЫ

    Калининград,

    проспект Победы, 5А


    Ежедневно

    с 11:00 до 20:00


    8 (4012) 604 327

    info-kaliningrad@ncca.pushkinmuseum.art