КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
28 апреля — 16 июЛЯ 2023
Адрес
Калининград, проспект Победы, 5 А
Дата
Время
Ежедневно
11:00—20:00
О ПРОЕКТЕ
Проект «Экранные искусства. Перекличка» построен в форме динамичного общения трех поколений — пионеров видеоарта в России, молодых классиков и студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ, раскрывающих новые возможности экранных искусств. В процессе диалога будут обсуждены три темы: «Тело», «Общество», «Идея». В экспозиционном зале Балтийского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина образы, созданные художниками 1990-х, перекликаются с теми, которые волнуют молодых художников сегодня.
Подпишитесь на наши социальные сети, чтобы следить за новостями выставки.
#ОБЩЕСТВО
#ТЕЛО
#ИДЕЯ
#ОБЩЕСТВО
#ТЕЛО
#ИДЕЯ
#ОБЩЕСТВО
#ТЕЛО
#ИДЕЯ
ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА
ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА
ПЕРЕКЛИЧКА
ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА
ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА
ПЕРЕКЛИЧКА
ЭКСПОЗИЦИЯ

#ТЕЛО

#ОБЩЕСТВО

#ИДЕЯ

ВИДЕОАРТ

1. Михаил Сомов / Источник опыта и эмпирических данных

В работе «Источник опыта и эмпирических данных» Михаил Сомов визуализирует тему сражения, противостояния. Художник выбрал геометрические фигуры в качестве объектов, вступающих с ним в схватку. Такое решение объясняется простотой форм фигур, которая дает зрителю возможность сконцентрировать внимание на самом акте борьбы.

Михаил Сомов, Источник опыта и эмпирических данных. 2021. Видео, 3’49’’.

Собственность автора. Музыка: Сергей Соснин.

Вернуться к плану экспозиции →

2. Юлия Стародубцева / Город тела

В проекте «Город тела» Юлия Стародубцева рассматривает дуальность человеческой природы через феномен сиамских близнецов. Вплоть до XX века их именовали уродцами в России и монстрами в Западной Европе, в древности рождение таких детей считалось предзнаменованием конца света, с появлением индустрии развлечений сиамских близнецов похищали и продавали для цирковых представлений. В современном мире медицинская патология медленно становится социальной нормой, однако, несмотря на признание близнецов как самостоятельных личностей внутри спаянного организма, остается еще множество вопросов биоэтического, юридического и социального характера.

Юлия Стародубцева, Город тела. 2020. Видео, 3’31’’. Собственность автора.

Вернуться к плану экспозиции →

3. Дмитрий Гутов / Оттепель

Дмитрий Гутов — мультидисциплинарный художник, историк искусства, в своих произведениях сочетает теорию с практикой, обращаясь к мировому наследию и рефлексируя над российским искусством. В конце 1970-х Гутова начинает интересовать «оттепель», этому периоду посвящено и одноименное видео. Главный герой — сам художник, застрявший в грязи на проселочной дороге. Пленившая Гутова весенняя распутица метафорически намекает нам на то самое потепление, наступившее после сталинской эпохи, подарившее надежду тысячам людей. Оттепель эта, однако, длилась недолго, и вслед за эйфорией от долгожданной свободы наступило разочарование, так и не давшее выбраться из трясины.

Дмитрий Гутов, Оттепель. 2006. Видео, 3’52’’. Собственность автора.

Вернуться к плану экспозиции →

4. Анна Знаменская / Асинхронность

В проекте «Асинхронность» Анна Знаменская исследует границу между реальным и цифровым мирами. Диалог между осязаемым и дигитальным пространствами происходит через взаимодействие перформера и его виртуального двойника — отражения. Рассинхронизация, созданная художницей намеренно, обостряет различия цифрового и физического миров и подчеркивает идею существования наших копий в сети.

Анна Знаменская, Асинхронность. 2021. Видео, 3’38’’. Собственность автора.

Вернуться к плану экспозиции →

5. Ксения Анненко / white background

«white background» Ксении Анненко развивается в пространстве стоковой реальности фотографий и выявляет симулятивный характер образов. Через метафору символических образов, стереотипных поведенческих моделей художница обращает внимание на упрощение нашего отношения к жизни и окружающим, призывает быть внимательней к людям, избегать шаблонов.

Ксения Анненко, white background. 2021. Видео, 10’02’’. Собственность автора.

Вернуться к плану экспозиции →

6. Арт-группа «Синие носы» / Маленькие человечки

В начале 2000-х «Синие носы» задумались: что уникального есть у нас за спиной? Ответ заключался в том, что единственным уникальным социальным опытом у всех жителей постсоветского пространства была жизнь в СССР. Жизнь «маленьких человечков». Заглянув в коробку, зритель может посмотреть на эту жизнь свысока и, возможно, почувствовать себя куда умней, лучше и правильней. Идеология, сдерживавшая жизнь человечков, рухнула, и теперь они (подобно всем «постсоветским жителям»), оказались во власти физиологии — в данном случае просто дерутся. За место под солнцем, за господство в коробке.

Арт-группа «Синие носы», Маленькие человечки. 2004. Фрагмент видеоинсталляции, 9’25’’. Собственность авторов.

Вернуться к плану экспозиции →

7. Савелий Осадчий / Теория двойных планет

Фильм основного отбора 44-го Московского международного кинофестиваля в номинации «Конкурс короткометражного кино». История о первой влюбленности, которая способна изменить, казалось, непоколебимые вещи. Шестнадцатилетний Герасим живет в семье бродячих артистов, он вынужден путешествовать вместе с родителями в доме на колесах по всей стране. Герасим молчалив, но очень наблюдателен, а его главная мечта — найти настоящий дом, где можно будет остановиться. Неожиданно появившаяся девушка Лёпа, чей голос уже давно звучал в его голове, заставляет Герасима выйти из образа и нарушить привычный ритм жизни.

Савелий Осадчий, Теория двойных планет. 2022. Видео, 19’00’’. Собственность автора.

Вернуться к плану экспозиции →

8. Екатерина Егорова / Два одновременных портрета

Видеоарт Екатерины Егоровой «Два одновременных портрета» основан на содержании найденной экспликации к неосуществленной выставке памяти Владимира Набокова. Текст проговаривается актерами и посвящен памяти, ее свойствам и аспектам работы с ней: «Память ненадежна, как деревянная постройка, железобетонное сооружение, кирпичное здание, общественное мнение… Коллективная память имеет мало общего с памятью. Персональная память имеет мало общего с действительностью».

Екатерина Егорова, Два одновременных портрета. 2021. Видео, 3’45’’. Собственность автора. Музыка: Сергей Соснин.

Вернуться к плану экспозиции →

9. Елена Чаробай (Попова) / 3D визуализация как культурный язык для дизайн-практик

Медиапроект Елены Чаробай — своего рода изучение и препарирование эстетики трехмерной визуализации. Художница выявляет трендовые и узнаваемые паттерны нового языка актуальной дизайн-практики и предлагает свои интерпретации этих паттернов. На создание проекта Чаробай вдохновили визуальные ассоциации с биологией, экологией и природой.

Елена Чаробай (Попова), 3D визуализация как культурный язык для дизайн-практик. 2020. Медиапроект, 0’31’’. Собственность автора.

Вернуться к плану экспозиции →

10. Лена Власова / Сад летающих камней

Одна из укорененных в нашем сознании бинарностей — противопоставление живой и неживой природы. Это в большой степени связано с религиозно-мифологическим сознанием и идеалистическим мировоззрением, согласно которым все сущее делится на материю и дух, живое и мертвое, существа и объекты. Однако, если думать о мире как о единой живой материальности, на что помимо концепций философов указывают и некоторые открытия современной науки, то наделенным витальностью оказывается все сущее. В медиаинсталляции «Сад летающих камней» художница создает виртуальный мир, где природа перестает существовать «для человека», а разворачивается неочевидным абстрактным полотном образов.

Лена Власова, Сад летающих камней. 2022. Видео,10’30’’. Собственность автора.

Вернуться к плану экспозиции →

11. Екатерина Назарова / claustrophobia

Проект Екатерины Назаровой «claustrophobia» — попытка визуализации звука, своеобразный эквалайзер, регулирующий и синхронизирующий картинку и ее аудиосопровождение. Визуальное решение отсылает нас к минималистичным базовым геометрическим алгоритмам, в которых каждый звук получает свой код, своеобразное воплощение.

Екатерина Назарова, claustrophobia. 2018. Видео, 0’56’’. Собственность автора. Музыка: Ian Chang, Spiritual Leader.

Вернуться к плану экспозиции →

12. Сергей Шутов / Удивительно, какая тишина

Сергей Шутов — один из ключевых участников московского и ленинградского андеграунда 1980−1990-х, пионер видеоарта и классик «новой волны» российского искусства, один из первых художников, использовавший компьютерную анимацию. Работа «Удивительно, какая тишина» — монтажный эксперимент, проведенный над советским фильмом «Небесный тихоход», который Шутов после художественной обработки превратил в психоделический клип. Здесь художник использует стилистику музыкальной поп-культуры, предвосхищая «кислотный стиль» клиповой эстетики конца 1990-х.

Сергей Шутов, Удивительно, какая тишина. 1994. Видео, 0’42’’. Собственность автора.

Вернуться к плану экспозиции →

СОБЫТИЯ

Марьяна Дайнорович
Леонид Бажанов
Марьяна Дайнорович
Дарья Болдырева
Марьяна Дайнорович
Сергей Михайлов
Сергей Михайлов
Сергей Корнющенко
Валентина Колесникова
Дмитрий Булатов
Ирина Чеснокова
Ирина Чеснокова
Сергей Корнющенко
Арина Мельникова
Арина Мельникова
Алина Стуликова
Алина Стуликова
Дарья Близнюк
Сергей Корнющенко
Валентина Колесникова
Дина Кузмичева
Сергей Михайлов
Алексей Черняков
Дуэт «ЯSNOSTb» (Василий Шаферман, Никита Киселёв)
Виталий Евсиков, Александр Дубровский, Анастасия Кашпарова, Тимофей Кокоулин, Сергей Михайлов, Юрате Пилюте, Виталий Савров, Вероника Юстратова, Константин Хабазня
Валентина Колесникова
Арт-группа «Нежные бабы»
Дмитрий Булатов
Ирина Чеснокова
Валентина Колесникова
Пьер-Кристияан Броше
Пьер-Кристияан Броше
Илья Дементьев
Анастасия Ткач
КОНТАКТЫ
Калининград,
проспект Победы, 5 А

Ежедневно,
с 11:00 до 20:00