Центральная часть экспозиции отдана трем художникам, в чьих работах отзываются образы античной культуры. El Kartoon в серии панно «Стазис» сравнивает лица наших современников с ликами боговолимпийцев и мифологических героев, стараясь понять, насколько меняет время природу человека. Валерий Орлов выбирает объектом фотоисследования гипсовый слепок поликлетовского «Диадумена», обнаруживая в игре светотени и амбивалентное обаяние оригинала, и всепроникающее величие таланта его автора. А в двух «Лестницах» Александры Митлянской мы видим одну и ту же лестницу Капитолийского холма, вокруг и на ступенях которой кипит привычная нам жизнь мегаполиса: возникают и исчезают из кадра люди, автомобили, повозки; прихотливо меняется освещение, и мимо проплывают тени облаков – то озаряя, то омрачая этот отчужденный лик Вечного города, властвующий над временем.
Дальше других вглубь веков пошли Андрей Машихин и Евгений Печерский, реконструирующие ветхозаветные сюжеты. Печерский в триптихе «Скрижали» благодаря авторской технике «мокрого фроттажа» переводит библейский миф в многослойный символический текст, который воспринимается как шум времени, окружающий незыблемую твердыню Слова. «Ковчеги» Машихина рвутся из выставочного зала в пучину катастрофической действительности – этим утлым суденышкам из подручного материала, как бы пробным, отринутым моделям того самого Ковчега, не терпится исполнить свое высокое предназначение.
Но зрителю стоит еще ненадолго задержаться в выставочном пространстве. Прямо здесь, в импровизированном видеозале демонстрируются записи лекций и экскурсий Пушкинского музея, посвященных западноевропейскому искусству различных исторических эпох. Этот элемент экспозиции – своеобразный мостик к насыщенной публичной программе проекта, в которой запланированы встречи с художниками, лекции экспертов, литературные вечера, концерты и многое другое.
Сергей Михайлов