Балтийский филиал Государственного музея
изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
07.10—10.12.2023
Калининград,
пр. Победы, 5А
Ежедневно
11:00–20:00

ВЫСТАВКА
«ОСОБЫЙ ВИД ИСКУССТВА»

Название выставки отсылает к термину «античность», который появился в XVIII веке во французском языке (фр. antiquité) и поначалу обозначал «особый вид искусства, относящийся к ранним историческим периодам» (Словарь античности. Пер. с нем. Сост. Й. Ирмшер, Р. Йоне. М., 1989). Позднее античность сузилась до рамок греко-римской древности.
Этой выставкой мы придаем новый, расширенный смысл понятию, вынесенному в ее название. В экспозиции представлены произведения «особого вида искусства», а именно такого, которое работает с наследием предыдущих эпох. Это примеры индивидуальной рефлексии современных художников на классические образцы, жанры и темы искусства, отражающие древние представления об истоках и основах, гармонии и бренности этого мира. Главная идея проекта заключается в репрезентации и переосмыслении европейской культурной традиции, сложившейся со времен античности и более ранних исторических периодов.


Андре Конт-Спонвиль в своем «Философском словаре» замечает: «Абсолютной античности не существует, как не существует современной древности. Есть лишь актуальность всего сущего и необозримость истории». Наш «Особый вид искусства» предлагает несколько способов всматривания в необозримую историю, чтобы отыскать там то, что актуально для ныне сущего. Как бы ни были велики, но государства и общества уходят в прошлое, а культура и искусство, рожденные ими, способны пережить века – если к ним есть интерес у последующих поколений.
По глубине культурно-исторической традиции, получившей в них отражение, произведения выставки группируются в три условных раздела. Одно лишь стоит особняком, как своеобразный эпиграф ко всей экспозиции: «Традиция наносит ответный удар» Александра Дашевского – это фрагменты антропоцентрической модели мира, которые пытаются вновь создать нечто целое, но терпят неудачу.

Особенности жанра ванитас объединяют видеоинсталляцию «Натюрморт» Юрия Васильева и видео «Site Recite (пролог)» Гэри Хилла (из медиаколлекции Пушкинского музея). Хилл меланхолично – то в фокусе, то в расфокусе – обозревает прошлое, которое предстает как случайный сор, осколки и обрывки того, что удается не восстановить, но вообразить и запомнить. У Васильева взгляд наблюдателя полон недоумения и опаски, будучи прикован к петушиной возне в антураже канонических символов ванитас: череп, пустой бокал, книга, угасшая свеча, – гротескной аллегории тщеты человеческих устремлений.
Центральная часть экспозиции отдана трем художникам, в чьих работах отзываются образы античной культуры. El Kartoon в серии панно «Стазис» сравнивает лица наших современников с ликами богов­олимпийцев и мифологических героев, стараясь понять, насколько меняет время природу человека. Валерий Орлов выбирает объектом фотоисследования гипсовый слепок поликлетовского «Диадумена», обнаруживая в игре светотени и амбивалентное обаяние оригинала, и всепроникающее величие таланта его автора. А в двух «Лестницах» Александры Митлянской мы видим одну и ту же лестницу Капитолийского холма, вокруг и на ступенях которой кипит привычная нам жизнь мегаполиса: возникают и исчезают из кадра люди, автомобили, повозки; прихотливо меняется освещение, и мимо проплывают тени облаков – то озаряя, то омрачая этот отчужденный лик Вечного города, властвующий над временем.

Дальше других вглубь веков пошли Андрей Машихин и Евгений Печерский, реконструирующие ветхозаветные сюжеты. Печерский в триптихе «Скрижали» благодаря авторской технике «мокрого фроттажа» переводит библейский миф в многослойный символический текст, который воспринимается как шум времени, окружающий незыблемую твердыню Слова. «Ковчеги» Машихина рвутся из выставочного зала в пучину катастрофической действительности – этим утлым суденышкам из подручного материала, как бы пробным, отринутым моделям того самого Ковчега, не терпится исполнить свое высокое предназначение.

Но зрителю стоит еще ненадолго задержаться в выставочном пространстве. Прямо здесь, в импровизированном видеозале демонстрируются записи лекций и экскурсий Пушкинского музея, посвященных западноевропейскому искусству различных исторических эпох. Этот элемент экспозиции – своеобразный мостик к насыщенной публичной программе проекта, в которой запланированы встречи с художниками, лекции экспертов, литературные вечера, концерты и многое другое.



Сергей Михайлов

Кураторы Сергей Михайлов, Евгений Уманский

Участники Юрий Васильев, Александр Дашевский, Андрей Машихин, Александра Митлянская, Валерий Орлов,
Евгений Печерский, Гэри Хилл, El Kartoon

СОБЫТИЯ

    ПЛАН ЭКСПОЗИЦИИ

    ПРОИЗВЕДЕНИЯ


    ГЭРИ ХИЛЛ (США)

    Site Recite (пролог). 1989

    Одноканальная видеоинсталляция, 4'

    Цвет, звук

    Пожертвование художника

    ГМИИ им. А.С. Пушкина

    Композиция, похожая на туманный горизонт, состоит из странных предметов: костей и черепов мелких млекопитающих, бабочек, орехов, других ботанических «находок». Эти реликвии напоминают нам о натюрмортах vanitas, посвященных циклу жизни, и коллекциях естественной истории. Камера движется вокруг стола, фокусируясь на объектах, которые, в силу малой глубины резкости, один за другим проступают из беспорядочной массы. Рассказчик в это время пытается зафиксировать сиюминутное состояние своего сознания и его отношения с миром, вербализуя мысли как преходящие объекты в онтологически сфокусированном vanitas разума.
    Вернуться к плану экспозиции →


    АЛЕКСАНДР ДАШЕВСКИЙ

    (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

    Традиция наносит ответный удар. 2015

    Инсталляция: холст, акрил, фанера, поролон

    Собственность художника

    А.Д.: «"Традиция наносит ответный удар" – инсталляция, обыгрывающая образ фигуративной картины, репрезентирующей человеческое тело и традиционную картину мира, в которой человек занимает центральное место. Многократно отвергнутая и опровергнутая, эта картина каждый раз пытается собраться из кусков, как Осирис или "жидкий" терминатор».
    Вернуться к плану экспозиции →


    ВАЛЕРИЙ ОРЛОВ

    (МОСКВА)

    Диадумен. 2023

    Фотографии

    Цвет

    Собственность автора

    В.О.: «Вначале это были карандаши и листы бумаги… Неторопливо я приближался к белоликим гипсовым героям — Аполлону, Антиною, Диадумену. Я ползал взглядом по поверхностям голов, изгибам губ, носов, глаз, завиткам волос. Казалось, именно эти элементы выявляют характер персонажей. Сменив карандаш на фотокамеру, оставаясь в плену света и цвета, я продолжаю наблюдать, как они трансформируют юношеские черты, балансируя между чувственно женственным и брутально мужским. Смотрю на этот слепок, удивляясь тому, что даже мертвенно глухой гипс не может умалить величия и глубины таланта Поликлета».
    Вернуться к плану экспозиции →


    EL KARTOON

    (КАЛИНИНГРАД)

    Стазис. 2022

    Панно, авторская техника

    Собственность автора

    Автор сопоставляет мифологические образы прошлого с портретами наших современников, стремясь таким образом сравнить культурный цивилизационный базис и надстройку новой эпохи. Времена в этих панно буквально скреплены проволокой — нам открывается арматура мифа, пронизывающая все существо современности с его извечными и новомодными проблемами. По мнению автора, человеческая природа статична: мы тогда — это мы сейчас. Человек с течением времени не меняется, изменились только технологии взаимодействия людей между собой и с окружающим их миром. Techne идет вперед, но поспевает ли за ней наша psyche?

    Работы цикла в порядке их рассмотрения: Сама себя; Углы; Дождь — это все, что тебе нужно; Потерянная Европа; Полпути; Амур и Психея; Обряд. Дионис; Геба; Диана, или Охотница; Человек человеку; Пустое; Давид.
    Вернуться к плану экспозиции →


    АЛЕКСАНДРА МИТЛЯНСКАЯ

    (МОСКВА)

    Лестница 1. Лестница 2. 2019−2022

    Одноканальные видеопроекции

    Цвет, звук. 54´

    Собственность автора

    А.М.: «Эти видео были сняты в Риме с одной и той же точки с интервалом в несколько дней. Установив штатив на узком тротуаре напротив пешеходного перехода, я доверила работу камере, а сама оберегала ее от бесконечной толпы туристов. Кто-то из них, вот только что коснувшись меня плечом, становился объектом съемки. Более сотни ступеней попали в объектив камеры, а сколько человек ступили на них за два часа моих наблюдений, я и не взялась бы сосчитать. Время, память, скоротечность отдельной жизни и вечность — невозможно не задуматься об этом, находясь в Вечном городе. И невозможно осознать».
    Вернуться к плану экспозиции →


    ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВ

    (КАЛИНИНГРАД)

    Натюрморт. 2008−2022

    Инсталляция: видео (цвет, звук. 6´43´´), объекты

    Собственность автора

    Мы видим преломление традиции через призму современного сознания, исследующего магию таких преломлений. Это размышление о жизни в рамках жанра натюрморта, утверждает автор. Рамки смещены, сюжет вписан в хронотоп курятника, атрибутами которого дополнен символический канон vanitas. Эфемерное полотно видеопроекции переходит в твердую плоскость — так земное встречается с небесным. Роковой плод этой встречи, яблоки словно высыпались из видео: ведро опрокинуто, и теперь в нем снег. Натура мертва и жива одновременно, поскольку основой этому натюрморту служит рабочий стол художника. Творца.
    Вернуться к плану экспозиции →


    ЕВГЕНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ

    (КАЛИНИНГРАД)

    Скрижали. 2023

    Авторский фроттаж

    Собственность автора

    Е.П.: «Обращаясь к библейским темам, я не ставлю задачу создать иллюстрацию. С какой степенью достоверности можно представить себе ветхозаветную историю? Этот материал я осмысливаю как художественно-образную литературу, что предполагает некую мифологизацию. Трансформируясь в художественные образы, миф абстрагируется, рождая множество ассоциаций вокруг источника, давшего первоначальный импульс. Попытка реконструкции исторических мифов и событий мировой культуры, преломленных через призму персонального сознания, есть суть моего понимания Мира. Возможно, здесь и начинается философия».
    Вернуться к плану экспозиции →


    АНДРЕЙ МАШИХИН

    (КАЛИНИНГРАД)

    Ковчеги. 2015

    Объекты: дерево, гипс, папье-маше

    Собственность автора

    И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег… — Быт. 6:13−14.
    Но легко сказать: сделай. А если ты не корабел и даже не плотник? Ною нужно было с чего-то начать. Начал с небольших моделей, способных удержаться на плаву. И получилось далеко не сразу. Здесь мы имеем дело с дополненной, а то и альтернативной мифологией: воссоздана флотилия прототипов Ковчега. Отбракованных, но прекрасных тем, как сочетается в них воплощенная хрупкость с идеей о спасении. И устремленностью к земле лучшего будущего.
    Вернуться к плану экспозиции →


    ВИДЕОЗАЛ

    ПУШКИНСКОГО МУЗЕЯ*

    1. Вакханалия. Встреча двух шедевров: саркофаг и полотно Рубенса
    2. Выставка «Мумии древнего Египта. Искусство бессмертия». Видеогид
    3. Выставка «Мумии древнего Египта. Искусство бессмертия». Кураторская экскурсия кандидата исторических наук и научного сотрудника Отдела Древнего Востока ГМИИ им. А. С. Пушкина Евгении Анохиной
    4. Гентский алтарь. Лекция Максима Кантора
    5. Греческий дворик. Взгляд Максима Атаянца
    6. Дискуссия «Классическое искусство в контексте современной визуальности» заместителя директора ГМИИ им. А. С. Пушкина Ильи Доронченкова, кандидата искусствоведения Марины Торопыгиной, режиссера Андрея Сильвестрова и специалиста в области когнитивной психологии, доктора психологических наук Марии Фаликман
    7. История одной вещи. Одноручная чернофигурная кампанская амфора
    8. История одной вещи. Статуя римлянина в тоге
    9. Итальянский дворик. Взгляд Максима Атаянца
    10. Коллекция голландской графики: рисунки XVII столетия
    11. Коллекция голландской графики: рисунки Рембрандта
    12. Кто такие сарматы. Комментарий Ольги Аникеевой
    13. Небесное и земное: Византийские иконы эпохи Палеологовского Ренессанса
    14. Почему изучение истории искусства стоит начинать с Древней Греции. Рассказывает директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Елизавета Лихачёва
    15. Три скульптора, один герой: царь Давид
    16. Человек эпохи Возрождения: скульптурный портрет XV века
    Вернуться к плану экспозиции →

    ПРЕСС-РЕЛИЗ
    КОНТАКТЫ
    Калининград,
    проспект Победы, 5А